Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
удавалось.
Екатерина II
серьезно
остановилась
на
мысли
обработать русское законодательство в стройную систему.
Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией.
Она
предприняла ряд
поездок по государству: в
1763 г. ездила из
Москвы в
Ростов
и
Ярославль, в 1764 г.
-- в Остзейский край, в 1767 г. проехала по
Волге до Симбирска. "После Петра Великого, -- говорит Соловьев, -- Екатерина
была
первая
государыня,
которая
предпринимала путешествия
по
России
с
правительственными целями" (XXVI, 8).
Так
прошли
первые пять лет
внутреннего правления молодой государыни.
Она
привыкла
к
своей
обстановке,
присмотрелась
к
делам,
выработала
практические
приемы
деятельности,
подобрала
желаемый
круг
помощников.
Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет
не обнаружилось никаких
широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила
широкие планы реформаторской деятельности.
Законодательная деятельность Екатерины II
Наказ и
Комиссия
1767
-- 1768 гг.
С самого
начала
екатерининского
царствования, как мы
уже видели,
Екатерина
выразила
желание привести все
правительственные
места
в
должный
порядок, дать
им
точные
"пределы
и
законы".
Исполнение этой
мысли
явилось только в осторожном преобразовании
Сената.
Сама
Екатерина
пока не
шла далее. Но
пошел
далее
виднейший ее
советник
Н.
И. Панин,
который был
одним из
умнейших людей
той
поры
и
которого по уму
можно поставить рядом с
самой Екатериной или,
позднее, со
Сперанским; он только не умел быстро передавать
в практику то, что задумал,
ибо
был по
природе
медлителен и
малоподвижен.
Панин
подал
императрице
обстоятельно мотивированный проект
учреждений
императорского совета
(1762
г.);
доказывая
с
едкой
иронией
несовершенства
прежнего
управления,
допускавшего
широкое
влияние
фаворитизма
на
дела,
Панин
настаивал
на
учреждении "верховного места",
совета из
немногих
лиц
с
законодательным
характером
деятельности.
Это
законодательное "верховное
место",
стоя
у
верховной власти
в
качестве
ее
ближайшего
помощника,
одно
было
бы
в
состоянии,
по
словам
Панина, "оградить
самодержавную
власть от
скрытых
иногда похитителей оныя",
т.е. временщиков. Совет
при императрице, в то же
время, был бы лучшим средством
против беспорядка и
произвола в управлении.
Так
Панин
отвечал
на заявленное Екатериной намерение
внести в управление
законность и порядок. Но он предлагал старое средство: в России существовали
"верховные места"
(Верховный тайный
совет и Кабинет),
которые, однако, не
предохраняли
от
фаворитов
и не
охраняли
законности.
С другой
стороны,
"верховное
место",
усвоив законодательную
функцию,
стесняло бы верховную
власть,
для защиты которой
предназначал его Панин.
Современники
заметили
недостатки и даже
неискренность
проекта Панина. Когда
Екатерина, подписав
было
поданный
ей
проект,
стала
затем
колебаться,
и
собрала
мнения
государственных людей о
проекте, то не увидела большого
сочувствия к нему.
Ей
даже высказали (Вильбуа),
что Панин "тонким
образом склоняется более к ..далее