Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
существует во Франции (которой тогда увлекался Александр), Сперанский как бы
соблазнял
Александра
следовать именно этой системе, ибо
при
ней
законом
созданное
представительств на деле было бы "под влиянием
и
в
совершенной
зависимости от власти самодержавной". С другой стороны, в
сфере "особенных"
гражданских
прав,
принадлежащих
одному
Дворянству,
Сперанский
сохранял
"право приобретать недвижимою собственность
населенную, но управлять
ею не
иначе, как по закону".
Эти оговорки
сообщали
будущему
строю
гибкость
и
неопределенность,
которыми
можно
было
пользоваться
в
любую
сторону.
Устанавливая
"гражданскую
свободу"
для
крестьян
помещичьих,
Сперанский
одновременно продолжает их называть "крепостными людьми". Говоря о "народном
представлении",
Сперанский
и при нем
готов определять
существо верховной
власти
как
истинное
самодержавие.
Очевидно,
что
очень
либеральный
по
принципам
проект
Сперанского
мог
быть
очень
умерен
и
осторожен
по
исполнению.
Формы
государственного управления
представлялись
Сперанскому в таком
виде:
Россия
делится на губернии (и области на
окраинах),
губернии -- на
округа,
округа
--
на
волости.
В
порядке
законодательном
в
волости
составляется
из
всех
землевладельцев
волостная дума,
избирающая
членов
местной администрации
и
депутатов
в окружную думу; в округе такая же роль
принадлежит
окружной
думе,
состоящей
из депутатов
дум
волостных,
а
в
губернии -- губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские
думы
посылают
своих
депутатов
в
Государственную
думу,
составляющую
законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные,
окружные
и
губернские
под
верховенством
Сената, который "есть верховное
судилище для всей
империи".
В
порядке исполнительном действуют управления
волостные, окружные и
губернские под руководством министерств. Все
отрасли
управления
соединяются
Государственным
советом,
который
служит
посредствующим
звеном между
державной
властью
и
органами
управления
и
составляется из особ, назначаемых государем.
Исполнение проекта
Сперанского предполагалось начать с 1810 г. В новый
год,
1 января 1810
г., был открыт в преобразованном виде.
Государственный
совет, в 1811 г. были преобразованы министерства. Но далее
дело не пошло, а
в 1812 г. Сперанский уже
лишился доверия государя, и настала новая эпоха
в
жизни Александра.
Если
бы
роль
Сперанского
ограничилась
составлением
проекта
преобразований,
о Сперанском можно
было
бы
говорить немного, так как его
проект остался без всякого влияния на строй общества и государства. Значение
этого проекта заметнее в истории идей, чем в
истории
учреждений: он служил
показателем известного направления в русском обществе и возбудил против себя
протест представителей иных направлений. Известна записка Н. М. Карамзина "О
древней
и
новой России",
поданная
императору
Александру против
проекта
Сперанского.
Охранительный
тон
этой
записки
и
ее
резкость
вызвали
неудовольствие Александра: но
Карамзин метко указывал на то, что Сперанский
спешил
(или,
вернее,
сам
Александр
спешил)
с
общей
реформой
в
духе
произвольного заимствования со стороны,
от той
самой Франции,
которую все
русское общество считало тогда очагом политических
и социальных опасностей. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220