Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
тяжела,
Петр
мог
все
совершенное
им
внутри
государства
привести
в
одну
систему,
закончить
новое
административное
устройство
и
дать
своему
делу
стройный вид.
Таков
был ход
внутренней
деятельности
Петра. Понятно,
как трудно сделать
изложение
его реформы
в
связном
хронологическом
перечне:
этот
перечень
обратится
в
нестройный
каталог
отдельных указов, в несвязное описание отдельных постановлений. Для
нашей цели -
изучить общее содержание общественных преобразований
Петра --
гораздо удобнее
систематический
обзор
реформ.
Мы
рассмотрим
их в таком
порядке: 1) меры относительно сословий;
2) меры относительно управления; 3) военное устройство;
4)
меры
для
развития
народного
хозяйства
и,
наконец,
5)
меры
относительно церковного управления.
1.
Меры
относительно
сословий.
Проведенные
Петром
Великим
меры
относительно сословий многим
кажутся полной
реформой
всего
общественного
строя;
на самом
же
деле Петр
не изменил
основного положения сословий
в
государстве
и не
снял
с них прежних
сословных повинностей. Он дал только
новую
организацию
государственным
повинностям
разных
сословий,
почему
несколько
изменилась
и
организация
самих
сословий,
получив
большую
определенность.
Одно
только
малочисленное
на
Руси
городское
сословие
существенно изменило свое положение благодаря исключительным заботам Петра о
его
развитии.
Рассмотрение
законодательных
мер
по
отдельным
сословиям
покажет нам справедливость высказанного положения.
Дворянство в XVII в., как мы уже имели случай показать, являлось высшим
общественным классом;
оно было повинно государству
личной, преимущественно
военной
службой
и
в
воздаяние
за
нее
пользовалось
правом
личного
землевладения
(вотчинного
и
поместного);
с
вымиранием старого
боярства
дворянство получало все большее и большее административное значение; из него
выходила
почти вся московская администрация. Таким образом, дворяне были до
Петра классом военным, административным и землевладельческим. Но как военный
класс дворянство в XVII в. не удовлетворяло уже потребностям времени, потому
что нестройные дворянские ополчения не могли бороться с регулярными войсками
европейскими;
в
то
же
время
дворянские
войска
отличались
плохой
подвижностью,
медленно собирались: с успехом они могли нести только местную
оборонительную
службу
на границах. Московское правительство
поэтому стало
заводить в
XVII
в. регулярные полки,
набирая в
них
солдат
вербовкой из
"гулящих
людей"
(но и эти
полки имели свои недостатки). В
них дворянство
являлось
уже
в
качестве
офицеров.
Таким
образом,
военная
повинность
дворянства
уже
до
Петра
нуждалась
в
переустройстве.
В
качестве
администраторов
допетровские
дворяне
не
обладали
никакой
специальной
подготовкой и не
оставались постоянно в гражданских
должностях, потому что
не существовало тогда и разделения должностей военных и
гражданских.
Если,
таким
образом,
дворянские
повинности
государству
организованы
были
неудовлетворительно, то дворянское ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220