Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
образования
в
царствование императора
Александра II достигнуты были
большие
результаты.
Создан
был,
кроме
старого
типа
начальных
народных
училищ
--
церковноприходских школ, новый тип
светской
начальной школы, перешедшей на
попечение
земств.
К
концу
царствования
Александра
II
народные
школы
считались
уже
десятками тысяч и
составляли одну
из
самых
важных
забот
земства.
Для
приготовления
учителей
в
начальные
школы как Министерство
народного
просвещения,
так и земства устраивали
"учительские
семинарии".
Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ
она стояла еще на низком уровне.
Первые
последствия
реформ.
Таков
был
круг
великих
преобразований
императора Александра II. Основная реформа его
царствования -- освобождение
крестьян --
внесла
коренную
перемену в
русский
общественный
порядок
и
необходимо повлекла за собой остальные реформы. С падением крепостного права
пали
прежние
формы
преобладания
дворянства в
русской
жизни,
созданные
законами
императрицы
Екатерины
II.
В
дореформенной
России
дворянское
сословие было господствующим
как в местной жизни, так и в правительственном
управлении.
В
уездах
землевладельческое дворянство правило
всеми
делами
безраздельно;
все
правительственные
должности замещались
в
губерниях
и в столице
чиновниками
из дворян;
другие классы населения в государственной
жизни не
пользовались
никаким значением.
С отменой же
крепостного
права в
уездах
рядом с дворянскими обществами
создались
крестьянские
сельские
общества;
появились
землевладельцы
и
из
горожан.
Оживилась
деятельность
торгово-промышленная; города расцвели
с освобождением крестьян, потому
что
падение крепостных хозяйств
и
освобождение крестьянского труда создало для
городских
рынков
новых
потребителей,
открыло
новые
сферы
для
предприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создались
новые
связи, уничтожавшие прежнюю
сословную разобщенность.
Жизнь получала
характер бессословный и демократический.
За
таким
направлением
жизни
следовало
законодательство,
создавая
всесословные
суды,
всесословное
земство,
всесословную
школу,
всеобщую
воинскую повинность. На дворянство, как на образованную среду, правительство
возлагало руководство новым земским самоуправлением;
из дворян
по-прежнему
назначались высшие чиновники. Но это уже не был
старый
порядок, при котором дворянству по праву принадлежало исключительное
господство в
государстве.
Дворянство
было теперь только первым
из прочих
граждански
равноправных общественных
классов. Утратив
свое
исключительно
льготное
положение вследствие
реформы,
дворянство
пережило
вместе с тем
тяжелый материальный кризис. Оно в большинстве
не смогло перейти от
старых
форм
хозяйства при даровом крепостном труде на новые формы с трудом наемным
и потому разорилось и потеряло массу своих земель, перешедших в крестьянские
и купеческие руки.
Таким образом, упадок
дворянства и демократизация общества были первым
последствием реформ 60-х годов XIX столетия.
Вторым
последствием
реформ
было
умственное
брожение
радикального
политического
характера.
Преобразование государственного
и
общественного
строя, предпринятое императором Александром II, не
имело в
виду изменить в
России
образ
правления
и
ввести
политическое
представительство.
За
дарованием
новых
учреждений, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220