Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
Соловьева и Кавелина указано не было. Это преемство вообще долго не давалось
нашему ученому сознанию.
Стараясь сыскать это
непосредственное преемство, как
сами Соловьев
и
Кавелин, так
и
их
последователи
историки-юристы,
обращаясь
к
изучению
допетровской
эпохи, склонны
были думать,
что
Россия в XVII
в. дожила до
государственного кризиса.
"Древняя русская
жизнь, --
говорит
Кавелин, --
исчерпала себя вполне. Она развила все начала, которые в ней скрывались, все
типы, в которых непосредственно воплощались эти начала. Она сделала все, что
могла,
и, окончив свое призвание, прекратилась". Петр вывел Россию из этого
кризиса на новый путь. По мнению Соловьева, в XVII в. наше государство дошло
до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной,
и
могло выйти на
правильную дорогу только путем резкой реформы ("История",
т. XIII). Эта реформа пришла с Петром. Так судили о XVII в. и
многие другие
исследователи.
В
обществе распространился взгляд на Московскую Русь как на
страну застоя, не имевшую сил для прогрессивного развития. Эта страна дожила
до полного разложения, надо было крайнее усилие для ее спасения, и оно
было
сделано
Петром.
Таким
образом,
преобразования
Петра
представлялись
естественной
исторической
необходимостью,
они
были
тесно
связаны
с
предыдущей эпохой, однако
только
с темными,
отрицательными ее
сторонами,
только с кризисом старого строя.
Но
такое
понимание
исторического
преемства
между
старой
Русью
и
реформой в последние
десятилетия заменилось другим. Новую точку зрения внес
в науку тот же Соловьев. Необходимо
заметить, что
его
взгляды на
реформу
Петра
с
самого
начала
его
научной
деятельности
отличались
некоторой
двойственностью.
В
одной
из
ранних
своих
статей
("Взгляд
на
историю
установления
государственного
порядка
в
России",
1851
г.),
говоря
о
критическом
положении
Московского
государства
в
XVII
в.,
Соловьев
не
ограничивается только указанием на
явление
этого кризиса, но замечает, что
государи
XVII
в.
для удовлетворения
новых
нужд
государства начали
ряд
преобразований.
"В
течение XVII в., -- говорит
он,
--
явно обозначились
новые
потребности
государства,
и
призваны
были те
же средства
для
их
удовлетворения,
которые были
употреблены в XVIII в. в так называемую эпоху
преобразований". Таким образом
Петр не
только
получил от старого
порядка
одно сознание необходимости
реформ, но
имел предшественников в
этом деле,
действовал
ранее
намеченными
путями.
Словом,
он
решал
старую,
не
им
поставленную
задачу,
и решал ранее
известным способом.
Позднее
Соловьев
блистательно развил такой взгляд в своих "Чтениях о Петре Великом" в 1872 г.
Здесь он прямо
называет
Петра "сыном своего народа", выразителем
народных
стремлений. Бросая общий взгляд на весь ход нашей истории, он следит за тем,
как
естественно
развивалось
у
наших
предков
сознание
бессилия,
как
постепенно
делались
попытки
исправить
свое
положение,
как
постоянно
стремились лучшие
люди к общению
с Западом,
как крепло в русском обществе
сознание необходимости перемен. "Народ собрался в дорогу, -- заканчивает он,
-- и ждал вождя"; этот вождь явился в лице Петра Великого.
Высказанный
после долгого и пристального изучения
фактов, этот взгляд
Соловьева поражает и глубокой внутренней
правдой, и
мастерством изложения.
Не один Соловьев в
60-х и
70-х
годах думал так
об
историческом значении
реформы (вспомним Погодина), но
одному Соловьеву удалось так
убедительно и ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220