Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
Он внутри государства обнаружил
свои
нерусские симпатии, окружил себя
голштинцами, стал переделывать русские войска на прусский и голштинский лад,
смеялся
над
всем русским, даже над православной обрядностью. Он
закрывал,
например, без
всякого
основания
домовые
церкви, которые были
в
обычае.
Домовая
церковь
была тогда
всегдашней принадлежностью
всякой
зажиточной
усадьбы,
даже
городского богатого двора.
От глубокой
старины велся
этот
обычай, и уже в московскую эпоху
на злоупотребление им жаловались ревнители
доброго
церковного порядка. У
Авр. Палицына находим мы описание того,
чем
были домовые церкви:
маленькая
изба,
бедный иконостас, деревянная утварь,
холщовое облачение и полуголодный;
на
площади
нанятый
на одну
службу, или
на одну требу, "безместный"
поп... Чем легче
было завести и чем дешевле было
содержать "свою" церковь,
тем сильнее
и распространеннее
было стремление
именно к
"своей"
церкви.
Против этого
глубоко вкоренившегося
в
быту
стремления и
стал Петр
III.
Помимо
частного
ущерба
и
обиды
в
уничтожении домовых
церквей
было
и
принципиальное
неудобство:
выходило
так, как
будто православный государь
воздвигал гонение на церковь. Но этим дело еще не ограничивалось:
Петр требовал
от
духовенства
уничтожения
икон
в
церквях
и
хотел
заставить его носить светское платье; к
Синоду обращался
с оскорбительными
указами;
дело о
церковных имуществах
он привел
к
самому невыгодному для
духовенства решению. Духовенство чувствовало себя оскорбленным и даже подало
императору энергичный протест, не изменивший, однако, ничего:
Петр не понял
протеста. К гвардии, привыкшей
к высочайшему вниманию, Петр
относился так,
что пошли слухи об уничтожении ее. Он называл гвардейцев янычарами, томил их
ученьями по
немецкому образцу,
изменял привычные военные порядки и отдавал
предпочтение своим немецким войскам. И гвардия чувствовала себя оскорбленной
и
питала "превеликое неудовольствие".
Волновались и крестьяне: в них
ясно
жило
сознание того, что
они
обязаны
государством
работать на
помещиков
именно
потому,
что
помещики
обязаны
служить
государству;
в
них
жило
сознание, что исторически одна обязанность обусловлена другой.
Теперь снята
дворянская обязанность,
следует снять и
крестьянскую. Но крестьяне видели,
что правительство, разрешив дворянский вопрос, не замечает связанного с
ним
вопроса крестьянского. Поэтому начались крестьянские волнения.
В
то же
время
внешняя политика Петра
не
нравилась русским людям
и
оскорбляла
национальное чувство. Россия
со славой вела
войну
с Пруссией,
теряла для нее массу людей,
тратила много денег, но был
успех, и народ был
спокоен. Как только вступил на
престол Петр, война
была прекращена; войска
получили приказание сдать свои
магазины
пруссакам и оставаться в Померании
для будущей помощи своим
недавним врагам. Петр отказался от всех завоеваний
в
Пруссии и
вступил
с
Фридрихом
в тесный
союз,
условия
которого были
продиктованы прусским
послом в Петербурге
-- Гольцем.
Этот Гольц был
при
Петре III почти полным
распорядителем действий русской дипломатии. Прусское
влияние при
русском
дворе
было
всемогуще. И
все
это
вышло
из
личных
наклонностей
императора: благоговея перед
Фридрихом, Петр жертвовал своему
личному
чувству всеми интересами России. Такое направление дел,
бесславное
окончание
славной войны
и господство в Петербурге голштинцев
и
пруссаков
давало народу
повод думать,
что
давно
прошедшее
рабство
перед
немцами
наступает
снова с Петром III. Понятно,
с каким негодованием относились
ко
всему этому русские
люди. В одном
только деле Петр III
не шел на
помочах
своего
кумира Фридриха: он
упорно хотел ..далее