Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
депутата;
низшие
разных
служб
служилые
люди
(ландмилицкие
люди),
черносошные
(государственные)
крестьяне --
из каждой провинции, от каждого
народа
по
одному депутату.
Сенат, Синод, Коллегия, и др. присутственные
места должны
были также прислать по депутату. Таким
образом
основания представительства
были различны: одни части населения посылали представителей уезда, другие --
от
провинции,
третьи
--
от
отдельного
племени,
четвертые
--
от
присутственного места; одни избирали посословно (дворяне, крестьяне), другие
--
по
месту
жительства
(горожане-домовладельцы,
инородцы).
Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права
представительства.
Не было и прямых представителей духовенства. Таким образом, хотя и собрали в
Москву
лиц
самых разных
состояний
и племен, но все же представительство,
установленное Екатериной,
было
далеко
не полно. (Очень хорошо рассмотрена
организация и
состав комиссии 1767 г. в сочинении А. В. Флоровского "Состав
Законодательной комиссии 1767 -- 1774 гг." 1915.)
Депутат
обеспечивался
на
все
время пребывания
в
Комиссии казенным
жалованьем и должен был привезти
в Москву инструкцию от своих избирателей с
изображением их нужд и желаний. Эти инструкции получили название депутатских
наказов, а
Наказ
Екатерины в
отличие
от
них
стал
называться
"большим
Наказом". Звание депутата Екатерина
старалась
сделать
весьма
почетным
в
глазах
общества:
депутаты
навсегда
освобождались
от
казни,
телесного
наказания и
конфискации имения; за
обиду
депутата
виновный
нес
двойное
наказание.
30
июля
1767
г.
с
торжеством
были открыты
заседания
Комиссии
в
Грановитой палате в Москве. Всех
представителей, явившихся в Комиссию, было
565. Одна
треть из них были
дворяне, другая
треть -- горожане;
число лиц
податных сельских классов
не доходило и до 100; депутатов от присутственных
мест
было
28.
Понятно, что такое разнородное
собрание могло
с удобством
обсуждать
принципы
законодательства,
но
не
могло
удобно
заниматься
редактированием законов в полном своем составе. Оно могло их только слушать,
обсуждать
и
принимать в готовой
редакции. Поэтому общее собрание Комиссии
должно было выделить из себя особые комиссии, которые сделали бы
для общего
собрания
все вспомогательные и подготовительные работы. Эти комиссии и были
выделены:
одни из
них
занимались тем, что
обрабатывали
отдельные
части
будущего
кодекса после
обсуждения их общим
собранием Комиссии; другие
же
приготовляли предварительно
материал
для занятий общего
собрания. Одна из
этих комиссий, дирекционная, руководила
занятиями как частных комиссий, так
и
общего
собрания, была главной
пружиной всего дела. В
ней были
поэтому
членами
генерал-прокурор
и председатель (маршал) Комиссии (А. И. Бибиков).
Масса частных комиссий вносила большую сложность
в делопроизводство: каждый
частный вопрос проходил
через несколько комиссий и
по нескольку раз
через
одну
и ту же. Это вызывало
неизбежную медленность законодательных работ. А
так
как
отношения
частных
комиссий
и
общего
собрания
не
были
точно
определены, то неизбежны были
беспорядок и путаница в
их деятельности. Так
несовершенство внешней
организации
дела,
ее сложность и
неопределенность
создавали первое препятствие для успешного ведения дела.
В ходе занятий Комиссии
найдем
и другие препятствия.
Общее
собрание
прежде всего прочитало
Наказ
императрицы
и узнало из него те
отвлеченные
принципы деятельности, которые
ему
ставила Екатерина.
Вместе с
тем члены
собрания
привезли с собой
более
1000
депутатских
наказов,
должны ..далее