Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
желаниям
самого
влиятельного сословия --
дворянского. Коллизия личных взглядов
Екатерины и
русской
действительности
всегда
приводила
Екатерину
к
уступкам
действительности во
всех важных
ее
мероприятиях. На Екатерине оправдалась
справедливость исторического положения о
бессилии
личности изменить
общий
ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна
тем началам
русской жизни,
какие были завещаны
ее
времени
временами предыдущими; она
продолжала
свою деятельность
в
том
же
направлении, в
каком работали ее
предшественники, хотя иногда и
не сочувствовала им и
не желала действовать
так, как они. Сила событий и отношений была сильнее ее личной силы и воли.
Однако
не следует думать, что личность Екатерины
и
ее личные взгляды
прошли бесследно в ее правительственной деятельности. Они сказались, с одной
стороны,
в общих приемах, просвещенных и либеральных, всей
государственной
деятельности
Екатерины и
во
многих отдельных ее
мероприятиях;
с
другой
стороны, они отразились на
самом
русском
обществе и
много
содействовали
распространению
образования
вообще и гуманно-либеральных идей
XVIII
в. в
частности.
Отдельные
мероприятия.
Из
отдельных
мероприятий
просвещенного
правительства
Екатерины особенно
замечательны меры относительно
народного
образования и заботы о народной гигиене. С Петра образование в России носило
практический
характер -- усвоение знаний для
потребностей
службы и жизни.
Екатерина II
в
своем Наказе
первая
заговорила
о воспитательном значении
образования и стала затем заботиться об учреждении воспитательных заведений.
"Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго
и прямого
гражданина, --
так
говорила
Екатерина (в
своих
"Учреждениях,
касающихся
до воспитания"), -- но
во многих
случаях паче
во вред бывает,
если кто
от
самых
нежных юности своей
лет
воспитан
не в добродетелях и
твердо оныя в сердце его не вкоренены... Посему ясно, что корень всему злу и
добру
--
воспитание".
Для
того
же,
чтобы
воспитать
русское общество,
Екатерина лучшим средством считала
"произвести
сперва способом воспитания,
так
сказать,
новую
породу
или
новых
отцов
и
матерей",
нравственно
совершенных.
Эта новая
порода
людей должна
была вырасти в воспитательных
училищах под надзором опытных
педагогов,
в полном
разобщении
с
семьей и
обществом. Такими
воспитательными
училищами явились: воспитательные дома в
Москве
(1763)
и
Петербурге
(1767),
закрытые
институты
отдельно
для
девиц-дворянок
и для
девиц-горожанок (с 1764)
и
кадетские корпуса. Кроме
заведений воспитательных
Екатерина
заботилась
также
и
о распространении
открытых
училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Малые народные
училища, в каждом губернском городе
-- Главные народные училища, наконец, в
Екатеринославе,
Пензе,
Чернигове
и
Пскове
предполагалось
учредить
университеты. Хотя этот план по недостатку средств и не осуществился вполне,
однако
для
народного
образования при Екатерине сделано было
очень много.
Энергия
в этом деле
Екатерины и
ее
помощника И.
И.
Бецкого заслуживает
благодарного воспоминания, хотя современная нам педагогия и строится на иных
основаниях, чем основания педагогической системы Бецкого.
Заботы о народном здоровье
и
гигиене
вызвали
при Екатерине
попытку
правильно
организовать
врачебную
помощь
во
всей
стране.
Медицинская
комиссия, учрежденная
в 1763 г., и
приказы общественного призрения
должны
были блюсти
медицинскую
часть в
империи.
Каждый
город обязан ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220