Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр
боялся ее
скороспелости и убедился в ее непопулярности среди окружающих его
сановников и чиновников, не любивших Сперанского.
Гораздо
действительнее
были
работы
Сперанского
в
сфере
текущей
правительственной
деятельности.
В
звании
товарища
министра
юстиции
Сперанский заведовал комиссией
законов,
которая подготовляла проект нового
гражданского уложения, составленный под очевидным влиянием французского Code
civil
(или
"Кодекса Наполеона"). Внесенный
в
Государственный совет, этот
проект, однако, не получил санкции.
Хотя отношение современников и ученых к
проекту кодекса
никогда не было
благоприятным,
однако
нельзя не признать
некоторого значения в истории русской кодификации за первыми работами в этой
сфере
Сперанского.
Для самого же
Сперанского
его первые
законодательные
работы
были
подготовкой
к позднейшим
его
трудам
по
составлению
Свода
законов. Привлеченный
императором
Александром
к устройству
управления
в
новоприобретенной
Финляндии, Сперанский сопровождал Александра во время его
поездки
на
сейм в
Борго, редактировал его
сеймовые
речи,
писал проекты
устройства
финляндского
сената,
руководил
комиссией
финляндских
дел,
образованной в Петербурге. Та самая гибкость и неопределенность политических
понятий о верховной власти и о народном "представлении", которую мы видели в
общем
проекте Сперанского, наблюдается в актах о Финляндии, редактированных
Сперанским. Верный своей мысли о законодательном сословии, которое "на самом
деле было под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной",
Сперанский так стремился
поставить и финляндский
сейм,
учрежденный, но не
действовавший при Александре. Одновременно с делами финляндскими,
получив с
1809
г.
влияние в сфере
финансового управления,
Сперанский и Здесь сумел
оставить яркий
след
своего
ума
и
энергии.
Финансы
России на
1810
г.
определялись
так:
125 млн. дохода,
230 млн. расхода, 577 млн.
долга,
ни
малейшего запасного фонда (слова графа М. А. Корфа).
Сперанскому предстояло
найти выход из положения, неправильность
которого создалась
еще в XVIII в.
Манифестом 3-го
февраля
1810 г.
было
между прочим
установлено: признать
ассигнации
государственным
долгом,
обеспеченным
"на
всех
богатствах
империи";
новый
выпуск
ассигнаций
пресечь;
государственные
расходы
по
возможности сократить, а доходы увеличить чрез временные прибавки в податях;
публиковать ежегодно
роспись
государственных
доходов и расходов.
Начала,
изложенные
в
этом манифесте, легли
в
основание ряда
огромных финансовых
операций
1810--1812
гг.,
руководимых
Сперанским
и
знаменовавших
собой
перелом в отношении власти к
финансовым задачам государства. Можно сказать,
что в эту пору действий Сперанского сформировались идеи и подготовлены
были
люди, с которыми была проведена позже финансовая реформа Канкрина.
Указывают
обыкновенно
на редактированные Сперанским распоряжения 1809
г. о придворных званиях и об экзаменах на
гражданские чины,
как на причину
нелюбви
к
Сперанскому
знати
и
чиновничества.
Указ о придворных званиях
признал
их отличиями, не приносящими никакого чина.
Указ об
экзаменах
на
чины поставил производство
в чины
VIII и старших классов
в зависимость от
образовательного
ценза.
Может
быть, неудовольствие потерпевших
от
новых
служебных
порядков и сыграло свою роль в
падении Сперанского; но во всяком
случае
его
падение
последовало
много
спустя
после
указов
1809
г.
и
совершилось совсем внезапно. Государь в марте
1812 г.
выслал Сперанского в
Нижний Новгород, а оттуда -- в Пермь.
Удаление Сперанского стояло в несомненной связи с переменой
во внешней
политике
Александра. Тильзитский мир 1807 г. сделал
Александра союзником и
другом
Наполеона,
приобщил Россию к
известной
"континентальной
системе" ..далее