Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
В начале 1856 г. (при
посредстве
Австрии и Пруссии) удалось собрать в Париже конгресс европейских
дипломатов для заключения мира.
Мирный трактат был подписан в марте 1856 г.
на
условиях, довольно тяжких
для
России. По
Парижскому
трактату
Россия
получала обратно
потерянный
ею Севастополь в обмен
на Карс,
возвращаемый
Турции. В пользу Молдавии Россия отказалась от своих владений в устьях Дуная
(и
таким образом перестала быть
в непосредственном
соседстве с
Турцией).
Россия потеряла право иметь военный флот
на Черном
море; Черное море
было
объявлено
нейтральным,
и
проливы Босфор
и
Дарданеллы
были закрыты
для
военных
судов всех государств. Наконец, Россия теряла право покровительства
над христианами, подданными Турции, которые были поставлены под
протекторат
всех великих держав.
Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ
Личность
императора Александра Николаевича.
Родившийся в
1818 г. сын
великого князя Николая Павловича Александр
с
самых первых дней своей жизни
всеми почитался как будущий
монарх, ибо он
был
старшим
в своем поколении
великим князем. "Это маленькое существо
призвано
стать императором" -- так
выразилась о нем его мать, соображая, что ни у императора Александра I, ни у
цесаревича
Константина
нет
сыновей.
Поэтому
и
поэт
В.
А.
Жуковский
приветствовал
"милого
пришельца
в
Божий
свет"
как
"прекрасное
России
упование"
и на "высокой чреде" царства желал ему внутренних добродетелей
и
внешней
славы.
Будущего
монарха,
естественно,
старались
приготовить
наилучшим образом к высокому
жребию, его ожидавшему.
Воспитание императора
Александра II было
поставлено прекрасно. С
малых лет воспитателем
его был
гуманный и
умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться
под
главным
руководством своего
"наставника" В. А.
Жуковского. Жуковский
предварительно
составил
глубоко
обдуманный
план
учения
цесаревича,
утвержденный Николаем. По
этому плану целью
всего учения было
--
сделать
будущего
государя
человеком
просвещенным
и
всесторонне
образованным,
сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому
удалось осуществить свою программу учения;
но уберечь цесаревича от влияния
тогдашней военной "муштры" он не мог.
Верный
традициям своего
отца
и старших братьев,
император Николай внушал
Мердеру,
что
Александр
"должен
быть
военный в
душе, без
чего он будет
потерян в нашем веке".
На Александра
поэтому легла печать того века с
его
наклонностью к плац-параду, дисциплине и военной торжественности.
Но вместе
с тем
цесаревич много
учился и имел
хороших учителей.
Между прочим,
сам
знаменитый М. М.
Сперанский вел
с
ним
"беседы
о законах",
послужившие,
по-видимому, поводом
к
составлению его
"Руководства
к познанию законов".
Домашние
кабинетные
занятия
Александра
Николаевича
дополнялись
образовательными
поездками. Из них
особенно памятно большое путешествие по
России
и Западной Сибири
в 1 837 г.
Двадцати трех лет цесаревич вступил в
брак с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской,
с которой он
познакомился во
время большого заграничного
путешествия.
С этого
времени
началась служебная
деятельность Александра
Николаевича. Император
Николай
систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления
и
даже
поручал
ему общее руководство
делами
на время своих отъездов
из
столицы. В течение десяти лет
наследник престола
был ближайшим
помощником
своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.
По
всей
видимости,
Александр
Николаевич
находился
под
сильнейшим
влиянием отца. Отличаясь от отца характером, он уступал ему волей. Суровый и
непреклонный ум
Николая порабощал
мягкую и доступную
влияниям
натуру его
сына, и Александр,
любя отца и
восторгаясь им, усвоил его взгляды ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220