Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
положении
есть зло,
для
всех
ощутительное И очевидное;
но
прикасаться к
оному
теперь -- было бы
злом,
конечно,
еще более
гибельным". Поэтому крестьянское освобождение государь считал делом будущего
и
думал,
что оно
должно
совершиться
лишь
постепенно
и
с
непременным
сохранением
права помещиков на их землю. В этом смысле и был дан закон 1842
г., сохранявший крестьянские наделы в вечной собственности помещиков. Однако
и на таком условии
помещики не стали освобождать
своих крепостных, и закон
об обязанных крестьянах не получил почти никакого применения в жизни.
Между тем
общий
ход русской жизни так влиял на всю систему крепостных
хозяйств
и
крепостных отношений, что
надобно
было ждать
скорого падения
крепостного
строя.
Патриархальные
формы
крепостного
труда
уже
не
соответствовали изменившимся общественным условиям:
крепостной
труд
вообще был малопроизводителен
и невыгоден. Помещичьи
хозяйства
были почти
бездоходны
и
впадали
в задолженность,
особенно
в
неурожайные
годы,
когда
помещики
должны
были
кормить
своих
голодных
крестьян.
Масса
дворянских
населенных
имений
была заложена
в
казенных
ссудных учреждениях; считают, что к концу царствования
императора Николая в
залоге находилось
больше половины крепостных крестьян (около 7 млн. человек
из
11
млн.
крепостных
мужского
пола).
Естественным
выходом
из
такой
задолженности
была
окончательная
уступка
заложенной
земли
и
крестьян
государству, о чем и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям
помещиков присоединялась боязнь крестьянских волнений
и беспорядков. Хотя в
царствование
императора
Николая не
было
бунтов,
вроде
пугачевского, но
крестьяне волновались часто и
во
многих местах. Ожидание конца
крепостной
зависимости проникло в их массу и возбуждало ее. Вся жизнь складывалась так,
что вела к ликвидации крепостного права.
5.
Меры
в
области
народного просвещения
при
императоре
Николае I
отличались
двойственностью
направления.
С
одной
стороны, очевидны
были
заботы
о распространении образования
в государстве;
с другой же
стороны,
заметен был страх перед
просвещением
и старания о том, чтобы оно не
стало
проводником революционных идей в обществе.
Заботы
распространения
образования
выразились
в
учреждении
весьма
многих учебных заведений. Учреждались специальные учебные заведения: военные
(кадетские
корпуса
и
академии
военная
и
морская),
технические
(Технологический
институт
и
Строительное училище
в
Петербурге,
Межевой
институт в Москве);
возобновлен был
Главный
педагогический
институт
для
приготовления
преподавателей.
Все
эти
учебные
заведения
имели
в
виду
удовлетворение практических нужд государства. Для образования общего сделано
также немало.
Учреждено
было
несколько
женских
институтов. Основывались
пансионы
с гимназическим курсом для сыновей дворян. Было улучшено положение
мужских
гимназий.
По
мысли
министра
народного
просвещения графа
С. С.
Уварова, среднее образование,
даваемое гимназиями,
должно
было составлять
удел
лишь высших сословий и предназначалось для
детей дворян и чиновников.
Оно
было
сделано
"классическим",
чтобы
"основать
новейшее
русское
образование тверже и глубже на древней образованности той
нации, от которой
Россия получила и святое учение
веры, и первые ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220