Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
на
границы Франции
отправились союзные армии; но еще до прихода русских
войск
Наполеон был разбит англичанами и пруссаками (при Ватерлоо), отдался в
руки
англичанам
и был
ими отвезен на о. Св. Елены.
Тем не
менее русская армия
была опять введена
во Францию и осталась там до полного утверждения порядка
и спокойствия.
Годы 1812--1815 в личной жизни
Александра имели характер
решительного
перелома. В начале
Отечественной
войны Александр думал неотлучно быть
при
армии.
Находя
это
неполезным
для
дела,
новый
(сменивший
Сперанского)
государственный
секретарь
Шишков
вместе с Балашовым и Аракчеевым написали
Александру "послание", в котором
просили его отделить его
судьбу от судьбы
армии.
Александр
послушался
и
из
армии
отправился
через
Москву
в
С.-Петербург.
В
Москве
народная
масса
встретила
его
с
необыкновенным
подъемом патриотического
чувства, а
дворянство и купечество
на приеме
во
дворце проявили
полную
готовность
жертвовать не только
имуществом,
но и
собой для защиты родины.
Александр был поражен мощью народного чувства;
он
несколько раз повторял:
"Этого дня я никогда не забуду!" В сущности, он мало ценил то общество,
которым
управлял; теперь
же оно
встало
перед
ним
такой
силой, которая
вызывала его изумление
и
уважение.
Отношение к
управляемой
среде
в нем
изменилось коренным
образом, и он понял, выражаясь его словами, что "Россия
представляет ему
более способов, чем неприятели думают". С тех пор он любил
повторять, что будет
вести борьбу до
конца, что,
утратив
армию,
созовет
"дорогое
дворянство
и
добрых крестьян", отрастит
бороду и будет питаться
картофелем с последним из своих крестьян скорее, чем подпишет постыдный мир.
Эта
перемена в оценке
общества была для
Александра первым из послед-ствий
"двенадцатого
года".
Вторым
последствием
был
перелом в
его религиозном
сознании.
Он сам
говорил,
что пожар Москвы осветил его душу и
согрел его
сердце верой, какой
раньше
он не ощущал. Деист превратился в мистика. Мало
интересовавшийся Библией
и не
знавший ее, Александр теперь не расстается с
ней
и
не
скрывает своего
нового
настроения. Он теперь
убежден, что для
народов и для царей
слава и спасение
только в Боге, и на себя смотрит лишь
как
на орудие Промысла, карающего злобу Наполеона. Глубокое
смирение
было
естественным последствием этих взглядов; но
эти же новые взгляды, убедившие
Александра
в его
высоком
предназначении, вели
его
иногда к необычайному
упорству
и
раздражительности
в
отстаивании
своих мнений
и желаний.
Он
получал
вид человека,
уверенного в
своей
непогрешимости,
с которым было
бесполезно
и
рискованно
препираться.
Не
раз
он
терял
свое
обычное
самообладание и впадал даже
в резкость: так,
однажды близкого к нему князя
Волконского
он при всех
обещал
"услать в такое
место, которого князь
не
найдет
на
всех
своих
картах".
Такой
склад мыслей
и
такое
настроение
Александр
сохранил до конца своих дней. В
последующие
годы
в
нем
стали
заметны утомление
жизнью,
стремление уйти
от ее
повседневных
мелочей
в
созерцательное одиночество. склонность к унынию и загадочной печали.
Правительственная деятельность
последних лет
царствования
Александра
находилась
под
влиянием
этого
сложного ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220