Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



цивилизации
и
не
имевшая
своей,
была
страной
неисторической,
лишенной
прогресса,
осужденной
на
вечный
застой.
Эту
"азиатскую
страну" (так называл
ее Белинский) Петр Великий
своей реформой
приобщил к гуманной цивилизации, создал ей возможность прогресса. До Петра у
нас
не
было истории, не
было
разумной
жизни. Петр дал
нам эту жизнь, и
потому его значение бесконечно важно и высоко. Он не мог иметь никакой связи
с
предыдущей
русской
жизнью,
ибо
действовал
совсем
противоположно
ее
основным началам.
Люди, думавшие
так, получили название "западников". Они,
как легко заметить, сошлись с теми современниками Петра, которые считали его
земным богом, произведшим Россию из небытия в бытие.
Но не все
люди
40-х
годов
думали
так. Некоторые,
принимая
теорию
мирового прогресса Гегеля, по чувству патриотизма возмущались
его
мнением,
что германская цивилизация есть последняя ступень прогресса и что славянское
племя есть
неисторическое
племя. Они не
видели причины,
почему
прогресс
должен остановиться на германцах;
из
истории
они выносили
убеждение, что
славянство было далеко
от застоя,
имело
свое историческое
развитие, свою
культуру. Эта культура была самостоятельна и отличалась от германской в трех
отношениях:
1)
На
Западе,
у
германцев,
христианство
явилось
в
форме
католичества
и
затем
протестантства;
на
Востоке, у славян,
--
в форме
православия. 2)
Древнеклассическую культуру
германцы восприняли из
Рима в
форме латинской,
славяне
--
из
Византии
в форме
греческой. Между той и
другой культурой есть существенные различия. 3) Наконец, государственный быт
в древне-германских
государствах сложился путем завоевания,
у
славян, и у
русских в
частности,
--
путем мирным;
поэтому
в основании
общественных
отношений
на Западе лежит вековая вражда,
а у нас ее нет.
Самостоятельное
развитие
этих
трех начал составляло
содержание
древнерусской
жизни. Так
думали некоторые более самостоятельные последователи
германской




философии,
получившие
название
"славянофилов".
Наибольшего
развития самостоятельная
русская жизнь достигла в
эпоху
Московского государства.
Петр
нарушил это
развитие.
Он
своей
насильственной
реформой
внес
к
нам
чуждые,
даже
противоположные
начала
западной
германской
цивилизации.
Он
повернул
правильное
течение народной
жизни на ложную
дорогу
заимствований. Он
не
понимал
заветов
прошлого,
не
понимал
нашего "национального духа". Чтобы
остаться
верным этому национальному
духу,
мы должны
отречься
от
чуждых
западноевропейских
начал
и
возвратиться
к
самобытной
старине.
Тогда,
сознательно развивая
национальные наши начала, мы своей
цивилизацией можем
сменить германскую и станем в общем мировом развитии выше германцев.
Таковы воззрения славянофилов.
Петр, по
их
мнению, изменил прошлому,
действовал
против
него.
Славянофилы
ставили
высоко
личность
Петра,
признавали пользу некоторых его дел, но считали
его реформу не национальной
и вредной в самом
ее существе. У них, как
и у
западников,
Петр был лишен
всякой внутренней связи с предшествовавшей ему исторической жизнью.
Вы, конечно, уже
заметили, что ни одно из рассмотренных нами воззрений
на Петра
не
было в
состоянии
указать и
объяснить внутреннюю
связь
его
преобразований ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz