Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
сильно
формулировать
свой
взгляд.
Петр --
подражатель старого движения,
знакомого Древней Руси. В его реформе и
направление, и средства не новы
--
они даны предшествовавшей эпохой. Нова в его реформе только страшная энергия
Петра,
быстрота
и
резкость
преобразовательного
движения,
беззаветная
преданность идее, бескорыстное служение делу
до
самозабвения.
Ново только
то,
что внес
в
реформу личный гений,
личный характер Петра. Такая
точка
зрения
дала теперь
полное историческое
содержание мысли
об
органической
связи реформы Петра
с общим ходом русской жизни. Эта мысль,
как
я указал,
явилась
у нас
чисто
логическим
путем,
как
априорный
вывод
из
общего
исторического
созерцания
некоторых
ученых.
В
трудах
Соловьева
этот
исторический вывод получил твердое
основание;
реформа Петра, так
сказать,
конкретно связалась с предыдущими эпохами.
Развивая
общее
наше
историческое
сознание,
идея
Соловьева
дала
направление
и
многим
частным
историческим
исследованиям.
Исторические
монографии
о
XVII
в.
и
времени
Петра
констатируют
теперь
связь
преобразований
с
предыдущими
эпохами и
в отдельных сферах
древнерусской
жизни. В результате таких монографий является всегда одинаковый
вывод,
что
Петр
непосредственно
продолжал начинания XVII в.
и оставался всегда верен
основным
началам
нашего государственного быта, как он
сложился
в XVII в.
Понимание этого века стало иным. Недалеко то время, когда эпоха первых царей
Романовых
представлялась временем общего кризиса
и разложения,
последними
минутами
тупого
застоя.
Теперь
представления
изменились:
XVII
век
представляется
веком
сильного
общественного
брожения,
когда
сознавали
потребность
перемен,
пробовали
вводить
перемены, спорили о
них,
искали
нового пути, угадывали, что этот
путь в сближении с Западом, и уже тянулись
к Западу.
Теперь ясно, что XVII
век подготовил почву
для реформы и самого
Петра
воспитал в
идее
реформы. Увлекаясь этой
точкой
зрения,
некоторые
исследователи
склонны
даже
преуменьшать
значение
самого
Петра
в
преобразованиях его эпохи и
представлять эти преобразования как "стихийный"
процесс, в котором сам Петр играл пассивную роль бессознательного фактора. У
П. Н. Милюкова в его трудах о петровской реформе ("Государственное хозяйство
России в первой четверти XVIII в.
и реформа
Петра В." и "Очерки по истории
русской
культуры") находим ту
мысль,
что
реформа
часто "из
вторых
рук
попадала в сознание преобразователя", бессильного удержать ход
дела в своем
распоряжении
и даже
понять
направление событий.
Нечего и
говорить,
что
такого
рода
взгляд
есть
крайность,
не
разделяемая
последующими
исследователями преобразований (Н. П. Павлов-Сильванский, "Проекты реформ
в
записках современников Петра В.").
Итак, научное понимание Петра Великого
основывается на мысли, полнее и
справедливее всего высказанной Соловьевым. Наша наука успела связать Петра с
прошлым и объяснить необходимость его реформ. Факты его деятельности собраны
и
обследованы
в
нескольких
ученых
трудах.
Исторические
результаты
деятельности Петра, политической
и
преобразовательной, тоже
не
один
раз
указаны. Теперь мы можем изучить Петра вполне научно.
Но если наша историческая наука пришла
к воззрению на Петра, более или
менее определенному и обоснованному, то в нашем обществе еще не выработалось
однообразного
и
прочного
отношения
к
его ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220