Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
были
ознакомиться
с ними и уяснить
себе те
нужды и желания русского
общества,
какие в них находились. Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с
теоретическими
желаниями
наказа
и
слить
их
в
гармонически
стройный
законодательный кодекс. Для такой цели необходимо было разобрать депутатские
наказы и
привести
в систему все их
содержание. Этот кропотливый
труд мог
быть совершен только
специальной
комиссией, потому
что
был неудобен
для
собрания в 500 человек и был, в сущности, черновой приготовительной работой.
Далее,
желания
сословий
были
часто
противоположны
и
непримиримы:
для
должного к
ним отношения мало было знать отвлеченные принципы,
а следовало
изучить исторически положение
того или другого вопроса, т.е., иначе говоря,
разобраться
в
старом
законодательстве, которое
состояло из массы
(более
10000)
отдельных законоположений, весьма не упорядоченных. Поэтому вместе с
систематизацией депутатских наказов являлась другая подготовительная работа,
не доступная общему собранию, -- систематизация, или простое собрание старых
законов.
Пока
обе эти
работы
не были исполнены, общему
собранию
нечего было
делать,
оно
должно
было
ждать
их
исполнения
и
затем
уже
обсуждать
приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами. Но этих
работ не думали исполнять предварительно
и ожидали их от общего собрания. В
инструкции, данной
Екатериной Комиссии и определившей
порядок ее действий,
видим, что Екатерина на общее собрание возлагает обязанность "читать законы,
в поправлении
которых более
состоит нужды",
и "читать наказы, разобрав по
материям
и
сделав
выписку".
В
этом
скрывается
отсутствие
ясного
представления о том, что подготовительные законодательные работы
недоступны
для обширного собрания, не имеющего в
них достаточного навыка. Так, рядом с
несовершенствами внешней организации
и
неумелая
постановка
самых
задач,
смешение
подготовительных работ
с
прямой
обязанностью
Комиссии
служили
вторым препятствием к успеху дела.
Комиссия
сначала
верно поняла, что
ей
необходимо
было делать в
ее
обстановке.
Прочтя
Наказ
Екатерины,
она
приступила
к
чтению
наказов
депутатских и прослушала
несколько
крестьянских наказов. Не
окончив этого
дела,
по предложению
маршала
Бибикова,
она
перешла к
чтению законов
о
дворянстве, затем о купечестве. Потратив на это около 60 заседаний, Комиссия
занялась вопросом о правах остзейских дворян и
не
окончила этого дела, как
не кончила прежних. В
конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург,
где она
также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла. В
конце
1768
г.
члены общего собрания
были
распущены ввиду
войны
с Турцией.
Частные
комиссии работали
немногим лучше. Виной такого
беспорядка в занятиях было,
по мнению исследователей, неумение Бибикова и
других направляющих лиц. Сама
Екатерина
чувствовала
неуспех
дела,
старалась
ему
помочь,
посылала
наставления
Бибикову
и
не
добились
ничего.
Так,
рядом
с
другими
препятствиями неумение ближайших руководителей дела мешало его успеху. Более
опытный председатель и более опытная дирекционная комиссия скорее поняли бы,
что
нужно делать. Это
поняла,
кажется, только
сама
Екатерина. Распустив
общее собрание, она оставила некоторые частные комиссии, которые и работали,
кажется,
до 1774
г. Общее
собрание
в
то
же самое
время
не
считалось
уничтоженным, а
было распущено
на время.
Таким
образом, подготовительные
работы
не прекратились, но их обсуждение в общем собрании было отсрочено. В
этом было бы можно,
пожалуй, видеть правильный
шаг в ходе
законодательных
работ; но
с 1775
г.
Екатерина
стала забывать о своей Комиссии и решилась
повести
свою ..далее