Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
переживал Александр в
своей
душе
за
это время и как тяжела была для него
необходимость двоиться между Екатериной и
Павлом и уметь
казаться
"своим"
для обеих
сторон.
Воспитанные
семьей двойственность
и
двуличие остались
навсегда свойством Александра; он отлично входил во всякую роль, какую хотел
играть, и никогда
не внушал уверенности, что он в данную минуту искренен
и
прям. Сперанский назвал Александра
"сущим прельстителем" за умение овладеть
собеседником;
но
именно Сперанский
на себе
мог
познать, как
неожиданно
исчезало благоволение прельстителя и как призрачно бывало его расположение.
Но
если
жизнь
рано
вытравила
в характере
Александра искренность и
непосредственность
и
сделала
его двуличным,
то умственное его воспитание
сообщило
двойственность
его мировоззрению.
Екатерина стремилась поставить
воспитание Александра
на
высоту современных ей педагогических требований и
желала
вести внука
в
уровень
с умственным движением
века. Поэтому она и
вверила
его "передовому"
воспитателю, швейцарскому
гражданину Лагарпу.
В
умственной
обстановке, созданной
Лагарпом,
Александр действительно
шел в
уровень
с
веком и
стал
как бы
жертвой
того
великого перелома, который
произошел
в
духовной
жизни человечества
на рубеже XVIII
и XIX столетий.
Переход
от
рационализма к
ранним фазам романтизма
сказался в
Александре
сменой настроений,
очень характерной. В его молодых письмах
находим
следы
политических мечтаний крайнего оттенка: он
желает свободных
учреждений для
страны
(constitution
libre) и даже отмены династического преемства власти;
свою задачу он видит в том, чтобы привести государство к идеальному
порядку
силой законной власти и затем от этой власти отказаться
добровольно. Мечтая
о
таком "лучшем образце революции", Александр обличает в себе последователя
рационалистических утопий XVIII столетия. Когда же он предполагает по отказе
от власти
уйти в
сентиментальное счастье частной
жизни "на берегах Рейна"
или меланхолически говорит о том, что он не создан для
придворной жизни, --
перед нами человек новых веяний, идущий от рассудочности к жизни чувства, от
политики
к исканию личного счастья. Влияние двух
мировоззрений чувствуется
уже
в раннюю
пору на
личности
Александра и
лишает
ее
определенности и
внутренней
цельности. Мы поэтому не удивимся, если будем наблюдать и во все
прочие
эпохи жизни
Александра
ту же
неопределенность и раздвоенность его
умственного
настроения и
малопонятные переходы от религиозного
равнодушия
почти к религиозному экстазу, от освободительных стремлений -- к реакции, от
Сперанского -- к Аракчееву
и т. п. Человек
переходной
поры,
Александр не
успел
приобрести
твердых
убеждений
и определенного
миросозерцания и
по
житейской
привычке приноравливался
к
различным людям и
положениям, легко
приноравливался к совершенно различным порядкам идей и чувств.
Понимание основного
свойства натуры Александра (именно его
внутренней
раздвоенности) и его господствующей манеры (именно склонности и
способности
носить
личину)
дает нам
ключ к пониманию
тех
резких и
частых перемен в
системе
и
личном
поведении
Александра,
какие
удивляли современников
и
исследователей и заслужили Александру название сфинкса.
Первое время царствования.
Застигнутый врасплох
известием
о
кончине
отца, Александр потерялся. Известные
слова гр. Палена: "C'est assez faire l'enfant! allez regner!" заставили
его совладать с горем и смущением, но пока не
сделали
хозяином положения.
Можно
думать,
что
первые
шаги
нового
правительства,
именно манифест
12 марта
и
группировка вокруг
Александра
дельцов "бабушкина века",
произошли без
его деятельного участия. Но
скоро
Александр осмотрелся: со свойственной ему мягкостью и благовоспитанностью он
успел удалить гр. Палена, считавшего себя временщиком, и собрал
вокруг себя
близких
себе
людей.
Верный
мечтаниям
юности,
он
дал
ряд распоряжений
либерального характера, даровав
свободу и прощение заключенным
и сосланным
во
время
императора ..далее