Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



мешал
родовитых
людей
и
простолюдинов
в
одну "дружину",
по
выражению
С. М.
Соловьева,
и из этой
дружины
бессознательно
готовил
себе круг преданных
сотрудников в будущем. Военное
дело и личность Петра сплачивали разнородные
аристократические
и
демократические
элементы
в
одно
общество
с
одним
направлением. Пока
это общество забавлялось, --
позже оно стало работать с
Петром.
Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в
нем сознательное стремление учиться.
Самообучение
несколько отвлекло Петра
от
исключительно военных
забав,
сделало шире
его умственный
кругозор
и
практическую деятельность. Лишенный
правильного образования,
Петр, однако,
рос
в
кругу,
далеко не вполне невежественном.
Нарышкины из дома Матвеева
вынесли
некоторое
знакомство с
западной
культурой. Сын
А. С.
Матвеева,
близкий
к
Петру,
был
образованным
на
европейский
лад.
У
Петра
был
немец-доктор. Словом, не только
не было
национальной замкнутости, но
была
некоторая
привычка
к немцам, знакомство
с
ними,
симпатия к Западу.
Эта
привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами
и
их
наукой.
Сближение
это
произошло
около 1687
г. таким
образом:
в
предисловии
к
Морскому
Регламенту
сам
Петр
рассказывает,
что
кн.
Я.
Долгорукий привез
ему в подарок из-за границы астролябию,
и никто не знал,
как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека,
голландца
Франца
Тиммермана,
который
объяснил,
что
для
употребления
астролябии нужно знать геометрию
и
иные науки. У этого-то
Тиммермана Петр
"гораздо с охотою
пристал учиться геометрии и фортификации". В то же
время
он
нашел
в
селе
Измайлове
старый
английский бот,
валявшийся в амбаре.
Тиммерман
объяснил Петру, что на
этом
боте
можно
ходить
против
ветра,
лавировать
(чего русские
не умели). Петр заинтересовался и нашел
человека
(как и Тиммермана -- из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который
стал учить
Петра
управлению
парусами. Сперва учились на узенькой
Яузе, а
потом -- в селе Измайлове на пруде.
Искусство
навигации так увлекло Петра,
что
стало в
нем
страстью. К
изучению этого дела
от отнесся очень серьезно. В
1688
г. недовольный тем,
что негде
плавать под Москвой,
он
переносит свою забаву на
Переяславское
озеро (в
100
с лишком
верстах от
Москвы
на север).
Мать согласилась на
отъезд
Петра,
и
Петр
принялся
в
Переяславле
строить
суда
с
помощью
мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики,
военного
дела и
корабельных забав. Но
ему уже
шел 17-й год, он был очень
развит и физически, и
умственно. Его мать вправе была ждать,
что достигший
совершеннолетия сын
обратит внимание
на государственные дела и устранит от
них
ненавистных
Милославских.
Но Петр
не
интересовался этим и
не думал
бросать свое ученье и забавы
для политики. Чтобы
остепенить его,
мать его
женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не
имел
влечения.
Подчиняясь
воле
матери,
Петр
женился,
однако
через
какой-нибудь
месяц ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz