Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
оставаться
неизменным".
По выражению
государя,
"лучше
начать уничтожать
крепостное
право
сверху, нежели дождаться
того времени, когда оно начнет
само
собой
уничтожаться снизу".
Посему Александр и
приглашал дворян "обдумать, как бы
привести все это в исполнение".
После мартовских заявлений уже не могло
быть
сомнения,
что император
готов вступить на
путь
преобразований.
Неясна
была только их
программа;
неизвестны
оставались те
начала,
на
которых
предполагалось
упразднение
крепостного
порядка.
Несмотря
на
такую
неопределенность,
подъем
общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.)
обратилась в
светлый праздник нашей общественности. "Просвещенная благость"
государя,
сменившего
недавнюю
суровость
власти
"незабвенными
словами:
отменить, простить,
возвратить",
вызывала восторги. Решимость
государя на
реформы
-- на "подвиги, более согласные
с
требованиями
века",
чем "гром
оружия", --
возбуждала самые светлые надежды. В русском
обществе
началась
неудержимая
работа
мысли,
направленная
на
такое
или
иное
разрешение
коренного вопроса того времени -- об отмене крепостного права.
Теперь
уже
нельзя сомневаться
в
том, что данный
вопрос
об
отмене
крепостного права
к
середине
XIX
в.
достаточно
назрел
в
общественном
сознании и
владение душами было осуждено
как
в силу
отвлеченно-моральных
мотивов, так и
по соображениям
практического
порядка. Не
раз
говорилось
выше, что еще со времен императрицы
Екатерины II владение душами составляло
тяжелую
моральную
проблему
для чутких людей из русской
интеллигенции,
и
крестьянское
освобождение обратилось для
них в нравственный
постулат.
От
царского
дворца, где
Екатерина II, Александр
I и
Николай
I не
забывали
трудной задачи
улучшения участи крестьян, до подцензурной публицистики, где
от Радищева и до
Белинского господствовало отрицание крепостного
права, --
вся
Россия,
можно
сказать,
уразумела
нравственную
и
политическую
необходимость
выйти
из
условий
крепостного
порядка
и
уничтожить
злоупотребления
крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.
Самые
разномыслящие
круги
интеллигенции
сходились
в
своем отношении
к
крепостному порядку,
и Чернышевский с
большой выразительностью указывал на
это
в
печати,
говоря,
что между самыми различными
направлениями русской
общественной
мысли
"согласие
в сущности стремлений
так сильно, что
спор
возможен только об отвлеченных и потому только туманных вопросах; как только
речь
переносится на твердую почву действительности...
тут нет разъединения
между образованными
русскими людьми: все хотят одного
и того же". "Можно и
должно у нас, -- заключал он, -- не
разрывать рук,
соединенных в дружеское
пожатие
согласием
относительно
вопросов, существенно
важных в
настоящее
время для нашей родины".
Если теоретическая мысль и моральное чувство объединяли русских людей в
одинаковом положении крестьянской реформы
и отмены крепостного строя, то, с
другой стороны,
практические,
житейские
условия указывали на естественное
вырождение старого крепостного порядка. Под влиянием государственного роста,
завоеваний XVIII в. и успехов внешней торговли Россия первой половины XIX в.
"разрывала
с
натуральным
строем
прежнего
времени,
в
котором
обмен
и
обрабатывающая
промышленность
играли
незначительную
роль,
и
быстро
переходила
к
расширению ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220