Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



одновременно и как еретик, и
как политический
преступник,
приверженец Софьи.
Спор о пресуществлении привлек внимание
не
только русского общества, но и католической иерархии. Желая торжества ереси,
католичество
послало
в
Москву
своих
представителей
иезуитов,
которые
высматривали положение дела,
готовясь воспользоваться в своих
целях всяким
удобным случаем.
В Москве, вероятно, их
стараниями, появились католические
книги.
Князь
В.
В.
Голицын
дружил
с
иезуитами
и старался
добыть
им
позволение жить постоянно в Москве. Трудно сказать в
точности, каковы
были
надежды католичества, но нет сомнения, что католическая пропаганда цеплялась
за сильнейшую
партию 80-х годов XVII в., имея виды на Россию. В то же время
юноша
Петр
подпал
иноземному
влиянию
совсем
иного
сорта.
Далекий
от
богословских
тонкостей,
он
был
враждебен католичеству, не
интересовался
протестантским богослужением, но
увлекался западноевропейской
культурой
в
том
ее складе, какой установился
в протестантских государствах. С падением
Софьи католические
попытки
пропаганды на
Руси
прекратились, иезуиты были
прогнаны из Москвы, а с реформой Петра протестантская культура
стала широко
влиять на Русь.
Так, рядом с борьбой семейной, политической и церковной в конце XVII в.
разрешился вопрос о форме воздействия на Москву западноевропейской культуры.
Разрешили
его
те влияния, под которыми Петр находился в годы отрочества
и
юности. Посмотрим на первые шаги этих влияний.
"Потехи"
Петра. В
детстве,
как
мы видим,
Петр не получил
никакого
образования, кроме
простой грамотности и
кое-каких исторических
сведений.
Забавы его носили
ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему
несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он
в то же время находился под
опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а
не в
Кремлевском
дворце. Такое грустное
положение лишало его
возможности
получить
правильное дальнейшее образование
и в то
же время освобождало от
пут
придворного этикета. Не имея
духовной
пищи, но имея
много
времени и
свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что
мать
никогда
не стесняла
любимого
единственного
сына
и что воспитатель
Петра, князь
Борис Голицын, не
следил
за каждым
его шагом.
Мы не видим,
чтобы
Петр
особенно
подчинялся материнскому
авторитету в своих вкусах
и
занятиях, чтобы
Петра занимали другие. Он сам
выбирает
себе товарищей
из
тесного круга придворных и дворовых служителей царицына
двора и сам с этими
товарищами
ищет себе потех. Отрочество Петра
отмечено самодеятельностью, и
эта самодеятельность шла в двух направлениях: 1) Петр предавался по-прежнему
военным забавам, 2) Петр стремился к самообразованию.
С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные
полки"
("потешные", ибо
стояли в потешных селах,
а не потому,
что служили только
для потехи). В
ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк
из
охочих людей
(до последних лет
своих Петр помнил, что первым охотником
был
придворный конюх Сергей Бухвостов).
В отношении этого
потешного полка
Петр
был
не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими
солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери
и с одобрения,
быть
может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как
говорится, и днюет, и
ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и
небольшие походы, на Яузе
строится
потешная крепость
(1685 г.), названная
Пресбургом,
словом, практически изучается военное дело не по старым русским
образцам, а по
тому порядку регулярной солдатской службы,
какой в
XVII в.
был
заимствован
Москвой
с Запада.
Эти
военные
"потехи" требуют военных
припасов
и
денежных
средств, которые
и
отпускаются Петру из
московских
приказов. Правительство
Софьи не видит для себя никакой
опасности
в таких
"потехах
марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих
войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр
эту силу
беспрепятственно. Не следует думать,
что Петр
забавлялся с одной
дворовой челядью. Вместе
с ним
в рядах
потешных
были и
товарищи
его из
высших
слоев
общества.
Стоявший
вне
придворного
эти кета,
Петр ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz