Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
времени с теми, кто, произведя один
переворот, мог отважиться и на
другой,
--
все
это удручало Александра и делало его глубоко
печальным и тоскующим
безутешно. Таким явился он перед своими подданными, и
его трогательное горе
подкупало сердце тех, кто видел в нем любящего сына.
Характерен
был манифест императора
Александра
I,
обнародованный
12
марта: "Судьбам Вышняго угодно
было
прекратить жизнь любезнейшего родителя
Нашего
Государя
Императора
Павла
Петровича, скончавшегося
скоропостижно
апоплексическим ударом в
ночь с 11 на 12 число сего месяца.
Мы, восприемля
наследственный
Императорский
Всероссийский престол,
восприемлем
купно
и
обязанность управлять Богом
нам
врученный
народ по законам
и по сердцу в
Бозе
почившей
Августейшей
Бабки
нашей
Государыни Императрицы
Екатерины
Великия, коея память нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да, по Ея
премудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы" и пр.
Новая
власть
свидетельствовала,
что
она
не
солидарна
с
только
что
прекратившейся
властью Павла и желает возвратить страну к порядкам, которые
он осуждал и преследовал. Отсутствие опал и гонений на участников переворота
и
милостивое
увольнение
от дел
в
июне
1801
г. гр.
Палена
еще
более
утверждали
в
мысли, что новый государь
очень далек
от режима
императора
Павла.
Казалось, воскресает
"бабушкин век"
(выражение
самого Александра)
дворянской
царицы
Екатерины
II.
Однако
такое
заключение
было
бы
несправедливо:
в
лице
Александра
для
государства явился не
подражатель
Екатерины,
а руководитель совсем нового склада и необычного типа, уразуметь
который было очень
трудно. Не понимая
Александра,
современники
звали его
"очаровательным сфинксом" и догадывались, что его разгадку надобно искать
в
ею воспитании.
Личность Александра действительно
становится нам
понятна
лишь тогда,
когда
мы
вдумываемся
в
обстоятельства
его воспитания
и
в его семейную
обстановку. Судьба поставила его между бабкой и отцом как предмет ревности и
спора.
Когда Александр
родился, Екатерина
взяла его у
родителей
на свое
собственное
попечение
и сама его воспитывала, называя его "мой Александр",
восхищаясь
здоровьем, красотой
и
добрым характером
ласкового и
веселого
ребенка. Выросши бабушкиным внуком, Александр
не мог, разумеется, уйти и от
влияния родителей и понял, какая
бездна
разделяет большой двор Екатерины и
скромный гатчинский круг его отца. Чувствуя на себе любовь и бабки, и Павла,
Александр
привык делать светлое
лицо и там,
и
здесь.
У бабки в
большом
дворце
он умел
казаться
любящим
внуком,
а
переезжая
в
Гатчину,
умел
принимать
вид
сочувствующего
сына.
Неизбежная
привычка
к
двуличию
и
притворству
была
последствием
этого
трудного положения
между молотом
и
наковальней. Но умение
менять по произволу
свое настроение
и прятать свои
мысли и чувства могло бы стать для
Александра удобной привычкой
общежития,
если бы
эта привычка выработалась не
в столь
тяжких условиях. В последнее
десятилетие своей жизни Екатерина пришла к мысли о
необходимости отстранить
Павла от престола и воспользоваться законом 1722 г. для того, чтобы передать
престол мимо Павла Александру. В 1796 г.
она пыталась посвятить в
это дело
самого Александра, который и
ранее
(1793--1794) мог уже
ловить
сторонние
намеки на этот
проект. На сообщение Екатерины Александр ответил ей ласковой
благодарностью
за
доверие и
благоволение; в
то же время в
письме к отцу
именовал
его пока не принадлежавшим ему
титулом "величества", а за спинами
их обоих говорил, что сумеет
уклониться от передачи ему власти, и собирался
даже "спастись в Америке". Надо вдуматься
в
дело, чтобы понять, какой ужас ..далее