Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
через
силу,
не
сообразуясь
с
его
слабыми
способностями,
и
он
мало усвоил
и
получил
отвращение
к
учению. Латынь
же, которая
в то время была
обязательна для
каждого образованного
человека,
ему
надоела
до
того,
что
он
запретил
помещать в свою библиотеку в
Петербурге латинские книги. Когда
он явился в
Россию и Елизавета познакомилась с ним, она удивилась скудости его познаний.
Его
принялись
снова
учить,
уже
на православный
русский
лад. Но
науке
помешали болезни Петра
(в 1743 -- 1745 гг. он три раза был серьезно болен),
а затем
женитьба. Выучив православный
катехизис
наскоро,
Петр
остался с
воззрениями
немца-протестанта.
Знакомясь
с
Россией
из
уроков академика
Штелина,
Петр
не
интересовался
ею,
скучал
уроками
и оставался
весьма
невежественным
и неразвитым человеком
с немецкими взглядами и
привычками.
Россию он не
любил
и думал суеверно, что
ему в
России
несдобровать. Его
интересовали
одни
"увеселения": он
любил
танцевать,
по-детски шалить
и
играть в солдаты. Военное дело его
интересовало в высшей степени, но
он не
изучал
его,
а
забавлялся
им
и,
как
немец,
благоговел
перед
королем
Фридрихом, которому хотел подражать всегда и
во всем и не умел никогда ни в
чем.
Женитьба
не образумила
его и не могла
образумить потому,
что он
не
чувствовал
своих странностей и был очень хорошего
мнения о самом
себе. На
жену,
которая
была
неизмеримо выше его, он смотрел свысока. Так как учить
его перестали, то он считал
себя взрослым человеком и, разумеется, не хотел
поучиться
у
жены
ни
ее
такту,
ни
ее
сдержанности,
ни,
наконец,
ее
деловитости.
Дел
он не хотел знать, напротив, расширил
репертуар забав
и
странных выходок: то по целым часам хлопал по комнатам кучерским
кнутом, то
безуспешно упражнялся на скрипке, то собирал дворцовых лакеев и играл с ними
в солдаты, то производил смотры игрушечным
солдатикам, устраивал игрушечные
крепости,
разводил
караулы и
проделывал
игрушечные военные упражнения; а
раз, на восьмом
году
своей женитьбы,
судил
по военным законам и
повесил
крысу, съевшую его крахмального солдатика. Все это проделывалось с серьезным
интересом,
и
по всему было видно, что эти игры в солдатики чрезвычайно его
занимали. Жену свою он
будил по ночам для того, чтобы она ела с ним устрицы
или
становилась на часы у его кабинета.
Ей он
подробно
описывал
красоту
увлекшей
его
женщины
и требовал
внимания к такой оскорбительной
для нее
беседе. Бестактно относясь к Екатерине и оскорбляя ее, он не имел
такта и в
отношении
-посторонних
лиц и
позволял
себе разные пошлости: например,
в
церкви
во
время службы, за спиной тетки, он
передразнивал
священников, а
когда
на него смотрели
фрейлины, он показывал им язык, но так, чтобы тетка
этого
не видела: своей тетки
он все-таки очень боялся. Сидя за
столом, он
издевался над прислугой, обливал ей
платья, подталкивал блюда на
соседей и
старался
поскорее
напиться.
Так
вел
себя наследник
престола,
взрослый
человек
и
отец
семейства (в
1754
г. у
него родился сын
Павел).
"Петр
обнаруживал
все признаки остановившегося
духовного развития, -- говорит С.
М.
Соловьев,
--
он
являлся ..далее