Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
или, лучше
сказать, необходимость этого выбора Елизавета скоро стала
считать
серьезным
несчастьем.
Четырнадцатилетний
осиротелый
герцог
был
перевезен из Голштинии
в
Россию,
нашел
в
Елизавете вторую мать,
принял
православие
и
вместо немецкого воспитания стал получать русское. В 1745 г.
его поспешили женить. Вопрос о невесте
очень
долго обсуждался
при
дворе,
потому
что
браку
придавали
политическое значение
и
боялись
ошибиться.
Наконец
Елизавета
остановилась
на
том
лице,
на
которое
указала,
в
противность
Бестужеву,
французско-прусская
партия,
на которое
указал
и
Фридрих
прусский,
--
на
принцессе
Софии-Августе-Фредерике
Ангальт-Цербст[ской].
Ее
отец
был
только
генералом
прусской
службы,
комендантом
Штетина;
мать
в
заботах
о довольно
бедном хозяйстве успела
потерять чувство такта и хороший характер, приобретя наклонность к стяжаниям
и пересудам. Невеста с матерью приехала в Россию, приняла православие и была
названа
Екатериной
Алексеевной;
25
августа
1745
г.
произошла
свадьба
17-летнего Петра с
16-летней
Екатериной. Но все
замечали,
что жених
был
холоден к невесте и прямо ссорился с будущей тещей. Впрочем, мать
Екатерины
проявила
свой
неуживчивый
характер
по
отношению ко
всем и
потому была
отправлена из России в том же 1745 г. Молодая
чета осталась как бы одинокой
в большом елизаветинском дворце,
будучи
оторвана
от
немецкой
среды,
от
обстановки своего детства.
И мужу, и жене приходилось самим определять свою
личность и свои отношения при дворе.
Петр Федорович
был человеком
слабоодаренным
и физическими силами,
и
умственными,
рано
лишился
матери
и
отца
и остался на руках
гофмаршала
Брюммера, который был более
солдат, чем образованный человек,
более конюх,
чем
педагог. Детство
Петра прошло так,
что ничем
добрым
его нельзя было
вспомнить.
Его воспитание
было запушено, как
и
его
образование. Брюммер
установил такой порядок
жизни
для своего воспитанника, который
не мог
не
расстраивать его здоровья, и без того слабого: например, при продолжительных
занятиях мальчик не имел моциона и
не ел
до двух часов дня. А
в час обеда
владетельный герцог часто лишь
смотрел из
угла, как его дворня ела обед, в
котором ему
самом было
отказано
педагогами. Плохо питая мальчика, ему
не
позволяли
развиться,
почему
он
и
стал
вялым
и
слабым.
Нравственное
воспитание
было пренебрежено:
стояние
на
коленях
на
горохе,
украшение
ослиными
ушами, удары
хлыста
и
даже
битье чем попало
были обыкновенным
средством
педагогического
убеждения.
Ряд
нравственных
унижений
перед
придворными, грубых окриков Брюммера
и его наглых
выходок не мог, конечно,
выработать
в
принце
ни
здравых
нравственных
понятий,
ни
чувства
человеческого
достоинства.
Умственное
воспитание
тоже
было
плохо. Петр
изучал
много
языков,
много
предметов,
но
учили
его ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220