Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
деятельностью воевод
в XVII в.,
можно сказать, что к концу века их
власть
росла
по
отношению
к
населению,
и
круг
деятельности
увеличивался.
Правительственный
элемент в областях, таким образом, приобретал все
больше
значения; установленное же в
XVI в.
самоуправление суживалось все
более и
более; но
отношения приказного управления и земских властей в течение всего
XVII века оставались неупорядоченными, и эта
задача внесения порядка выпала
на долю уже Петра.
Население
принимало
участие в
местном управлении следующим
образом.
Во-первых, оно из
тяглых слоев
своих поставляло выборных
людей
в
полное
распоряжение
администрации
в
качестве ее помощников
для
сбора
казенных
доходов (голова
и целовальники таможенные, кабацкие и
др.). Во-вторых, все
классы
населения
известного
уезда
выбирали
"губного
старосту"
и
его
помощников
для
ограждения
безопасности
и
преследования
уголовных
преступлений в уезде. Выбранный и
обеспечиваемый земщиной, губной
староста
поступал
под
начальство
какого-либо
московского
приказа,
исполнял
его
инструкции, был обязан отчетом и ответственностью приказу, а не избирателям.
Все это делало его из власти земской властью правительственной, сообщало ему
одинаковый характер
с
воеводой.
Московское
правительство
даже
заменяло
иногда воевод
губными старостами, возлагая на
них все обязанности
воеводы
(1661--1679). Институт губных старост распространен был во всем государстве,
существуя
рядом
с
воеводским
управлением,
и
дожил
до
времени
Петра.
В-третьих, податные общины Московского государства для сбора
податей
и для
заведования своими
хозяйственными делами выбирали
земских
"старост".
Это
самоуправление существовало во всех общинах на пространстве всего XVII века.
Сначала
оно соединяло вместе и городских
и
сельских податных людей,
но к
концу
XVII
в. заметно отделение
городских (посадских) общин
от
сельских
(крестьянских).
Это
финансовое самоуправление находилось
под контролем
и
воевод,
и приказов. В-четвертых,
наконец, со времени Ивана
IV и
до конца
XVII в.
в некоторых
местностях (северных, по
преимуществу)
отсутствовало
приказное
управление
и
заменялось
полным
самоуправлением.
Во
главе
управления в этих
местностях стояли
"излюбленные головы",
иначе
"земские
судьи" с помощниками (сотскими, пятидесятскими и т. д.);
их
ведению подлежали
суд,
администрация
и
финансы в округе.
Таких
самоуправляющихся округов в XVII в. было очень немного,
а
в конце века они
стали и совсем редкими
архаизмами. Приказное управление вытеснило эту форму
самоуправления
из
уездов
и
кое-где
терпело
в
мелких
общинах
на
так
называемых черных землях.
В
таком
виде представляются
нам формы
московского
управления перед
началом
реформы
Петра.
Для
того чтобы
закончить
обзор государственного
устройства и управления, следует еще сказать несколько слов о сословиях XVII
в.
Дворянство допетровской эпохи представляется обыкновенно как класс лиц,
обязанных
государству
личной
(по
преимуществу,
военной)
службой
и
обеспеченных
за
это
государственной
землей
в
виде
больших
или
малых
поместий. Земельное хозяйство дворянина было построено
на труде
за висимых
от
него крестьян. Находясь в такой политической и экономической обстановке,
дворянство в XVII в. достигает ряда улучшений в своем быте. С одной стороны,
с вымиранием и упадком старого боярства верхним слоям дворянства открывается
доступ к
высшим государственным
должностям. ..далее