Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
союзников.
Но и эта
мысль
не
находила
в
Вене
сочувствия. Петр убедился,
что
коалиция против турок, о которой он мечтал,
невозможна, что
следует
и
России
мириться с Турцией,
если она
не хочет
воевать с нею один на один.
В июле царь думал ехать из Вены в Италию, но получил известия из Москвы
о новом бунте стрельцов. Хотя
скоро пришло донесение,
что
бунт
подавлен,
однако Петр поспешил
домой. По дороге в Москву, проезжая через Польшу, Петр
виделся с
новым
польским
королем Августом II (в то же время
и курфюрстом
саксонским); встреча их была очень дружественная (Россия сильно поддерживала
Августа при выборах на польский престол). Август предложил Петру союз протиь
Швеции, и
Петр, наученный неудачей своих противотурецких планов, не ответил
таким отказом, как ответил раньше Пруссии. Он в принципе согласился на союз.
Так, за границу повез он мысль об изгнании из Европы
турок, а из-за границы
привез мысль о борьбе со Швецией за Балтийское море.
Что же дало Петру заграничное путешествие? Результаты его очень велики:
во-первых,
оно послужило
для сближения
Московского государства с Западной
Европой,
во-вторых, окончательно
выработало
личность и направление самого
Петра.
Пользуясь
пребыванием
за
границей
царя,
европейские
правительства
спешили извлечь
из сношений
с
ним
всевозможные
выгоды для
своих стран.
Дипломатические
отношения России
с Западом пошли
гораздо живее со времени
путешествия Петра. Русские дипломаты и учащаяся молодежь, явившаяся на Запад
вместе с посольством и отдельно от
него, знакомили европейцев с Россией.
В
свою очередь, иностранцы толпами потянулись
на Русь
вследствие приглашения
самого Петра
и его уполномоченных. Необычайный факт путешествия московского
царя возбудил любопытство
всего западноевропейского общества
и
к личности
царя,
и к
ею
народу. В
германских университетах темой
диспутов
ставили
поездку
Петра
и будущее
просвещение
России как
результат этой
поездки.
Философ
Лейбниц
составлял
просветительные
проекты
преобразования
Руси.
Европа,
видя
поведение
Петра, догадывалась,
что
результатом просвещения
самого Петра будет просвещение его государства. Поэтому поездка
Петра стала
весьма популярным предметом для политических и культурных рассуждении.
Для самою Петра путешествие
было последним актом
самообразования.
Он
желал
получить
сведения
по
судостроению,
а
получил
сверх
того
массу
впечатлений, массу знаний. Более года пробыл он за границей, всегда в толпе,
среди разнообразных
лиц, среди разных национальных
культур.
Он не
только
увидел культурное и материальное превосходство
богатейших стран Запада
над
своей бедной
Русью, но
и сжился
с обычаями этих стран,
стал в них как бы
своим
человеком
и не
мог
вернуться
к
старому
мировоззрению.
Сознавая
превосходство
Запада, он
решился приблизить
к нему свое государство путем
реформы. Смело можно сказать, что Петр как реформатор созрел за границей. Но
все
воспитание Петра, вся его
жизнь
в
Москве обусловили
собой некоторую
односторонность
в
его
заграничном
самообразовании:
покоритель
Азова
и
создатель
русского
флота,
Петр
далеко
стоял
от
вопросов
внутреннего
управления Московского государства. И
за границей Петра завлекали морское и
военное
дело,
культура
и
промышленность,
но
сравнительно
весьма
мало
занимало
общественное
устройство
и управление Запада.
По
возвращении
в
Москву, Петр немедленно начинает "реформы", окончательно порывает со старыми
традициями;
но
его
первые
шаги
на
пути
реформ
не
касаются
еще
государственного быта. Он является с культурными новшествами по преимуществу
и
с
большой
резкостью
проводит
их в жизнь. К
реформе
государственного ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220