Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
заранее
особенности ее
правления.
Нельзя не заметить, однако,
что личные
взгляды
императрицы,
с
которыми
она
взошла
на
престол,
не
вполне
соответствовали
обстоятельствам
русской
жизни
и
теоретические
планы
Екатерины
не
могли
перейти в дело вследствие того, что
не имели почвы
в
русской
практике.
Екатерина
образовалась
на
либеральной
французской
философии
XVIII
в., усвоила
и даже высказывала
открыто ее "вольнодумные"
принципы, но не
могла провести
их в
жизнь или
по неприложимости их,
или
вследствие противодействия окружавшей
ее среды. Поэтому появилось некоторое
противоречие между словом
и делом, между либеральным направлением Екатерины
и
результатами ее практической деятельности,
которая была
довольно
верна
историческим
русским традициям.
Вот почему
иногда
обвиняют
Екатерину
в
несоответствии ее слов и дел. Мы увидим,
как произошло это
несоответствие;
увидим,
что
в
практической
деятельности
Екатерина
жертвовала
идеями
практике;
увидим,
что идеи,
введенные Екатериной
в русский
общественный
оборот, не прошли,
однако,
бесследно,
но
отразились на развитии русского
общества и на некоторых правительственных мероприятиях.
Первое время правления. Первые годы
правления Екатерины
были для
нее
трудным временем. Сама она
не знала текущих государственных дел и не
имела
помощников:
главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер;
способностям других старых
вельмож она доверяла мало. Один граф Никита
Ив. Панин
пользовался
ее
доверием.
Панин был
дипломатом
при
Елизавете
(послом в
Швеции);
ею же был назначен воспитателем великого
князя Павла и
оставлен
в
этой
должности и Екатериной.
При
Екатерине,
хотя
канцлером
оставался
Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина
пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина,
возвращенного ею из ссылки,
и других лиц прежних правлений, но это
были не ее люди: ни верить в них, ни
доверяться им она
не могла. Она
советовалась с
ними в
разных
случаях
и
поручала
им
ведение тех
или
иных
дел; она
оказывала
им внешние
знаки
расположения
и
даже
почтения,
вставая,
например,
навстречу
входившему
Бестужеву. Но
она помнила, что
эти старики когда-то смотрели на нее сверху
вниз, а совсем недавно
предназначали престол не ей, а ее
сыну. Расточая им
улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не
с
ними хотела
бы она править.
Для нее
надежнее и приятнее были те
лица,
которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но
она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению.
Это была
гвардейская молодежь, мало
знавшая и мало
воспитанная. Екатерина
осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во
главе дел нельзя:
им надо было
раньше
перебродить.
Значит, тех,
кого
можно
было
бы
немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им
не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще
не
готовы.
Вот
причина, почему в
первое
время при Екатерине не
тот или
другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его
совокупность
отдельных
лиц.
Для
того
чтобы
организовать
плотную
правительственную среду, нужно было, конечно, время.
Так, Екатерина, не имея
годных к власти надежных людей, не могла ни на
кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они
видели
и
то,
что
Екатерина переживала вообще трудные
минуты. Придворная
среда относилась к ней с некоторой требовательностью:
как люди, возвышенные
ею, так и
люди, имевшие силу ранее, осаждали ее
своими мнениями и просьбами, потому что
видели ее слабость
и одиночество и
думали, что она
им обязана престолом. Французский посол
Бретейль писал: "В
больших ..далее