Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
преобразованиям.
В
текущей
литературе
и в
обществе
до
сих
пор
крайне разнообразно
судят о Петре.
Продолжаются
время
от
времени
немного
запоздалые
споры
о
степени
национальности и необходимости Петровых реформ; подымается довольно праздный
вопрос о том, полезна
или
вредна была
реформа Петра в
ее
целом. Все эти
мнения,
в
сущности,
являются
видоизмененными
отголосками
исторически
слагавшихся
воззрений
на
Петра,
которые
я
старался
изложить
в
хронологической последовательности.
Если мы еще раз мысленно переберем все старые и новые взгляды на Петра,
то легко заметить, как разнообразны они не только по содержанию, но и по тем
основаниям, из которых
вытекали. Современники
и ближайшее потомство Петра,
лично задетые реформой,
судили
о
нем неспокойно: в
основании
их отзывов
лежало
чувство
или
крайней
любви,
или
ненависти.
Чувство
столько
же
руководило и теми людьми
XVIII в., которые, как Щербатов, грустно
смотрели
на развращение современных нравов и
считали его плохим
результатом
резкой
реформы.
Все
это -- оценки скорее всего публицистического
характера. Но в
основе карамзинского взгляда лежало уже отвлеченное моральное чувство: ставя
Ивана
III
выше
Петра,
он
насильственные
приемы
Петра
при
проведении
преобразований осуждал с высоты моральной философии. В воззрениях западников
и
славянофилов
наблюдаем
опять новое основание --
отвлеченное
мышление,
метафизический синтез. Для них
Петр
менее -- историческое лицо
и более --
отвлеченное
понятие. Петр -- как
бы логическая
посылка, от
которой можно
идти к тем или другим
философским заключениям о русской истории. От влияния
метафизики
не свободны
и
первые
шаги исследователей историко-юридической
школы;
но фактическое изучение
нашей истории, которое производилось ими очень
добросовестно,
дало
нашим
ученым
возможность
избавиться
от
предвзятых
доктрин. Руководимые фактами, стремясь к строго научному выводу, они создали
научное
отношение
к
эпохе Петра
Великого. Это
научное отношение
будет,
конечно, далее развиваться в нашей науке. Но уже теперь плодом
его является
возможность основательно и свободно судить о Петре. Его личность не оторвана
от
родной
его
почвы,
он
для нас
уже
не
Бог
и не
антихрист,
он
--
определенное
лицо,
с
громадными
силами,
с
высокими
достоинствами,
с
человеческими слабостями и недостатками. Мы теперь вполне понимаем, что
его
личность и пороки
-- продукт его времени, а его деятельность и исторические
заслуги -- дело вечности.
Положение московской политики и жизни в конце XVII века
Теперь
нам следует уяснить себе, что застал и с чего должен был начать
Петр
Великий. Иначе говоря, следует ознакомиться
с
положением
московской
политики и жизни
в конце XVII в. Однако общий обзор этого положения
завлек
бы
нас очень далеко. Не все подробности допетровской эпохи имеют
для нас к
тому же одинаковую важность:
мы
интересуемся
лишь
тем,
что относится
к государствен ной реформе
Петра. Поэтому
наш обзор XVII в. мы должны приноровить к таким рубрикам, на
какие
мы потом по
делим
различные факты
деятельности Петра.
Нетрудно за
метить,
что
главных сторон его деятельности две:
1) он
дал
России новое
политическое
положение в среде европейских государств и
2)
реформировал в
большей или меньшей степени государственное устройство и управление. По этим
рубрикам и рассмотрим кратко факты XVII в.
1) Внешняя политика Москвы до Петра руководилась не
случаем, а
весьма
древней
исторической традицией. Еще в XIII в.
создались те обстоятельства,
которые
направляли г, течение
многих веков
и внешние
стремления русского
племени
и
государства, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220