Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
как
сословий,
так
и отдельных
избранных
ими
лиц
о
предметах,
интересовавших
Екатерину, были
высказаны, и Екатерина могла их
узнать
из
архива Комиссии. Сохраня свои
принципы,
она
овладела
теперь
мнениями
и
желаниями
русского общества
и могла их изучать обстоятельно. Она и изучала
их. По ее собственному признанию,
Комиссия
подала "свет
и сведение о всей
империи,
с
кем дело
имеем
и
о ком пещись должно".
Ясно, что при
таком
взгляде
на
значение Комиссии
Екатерина
должна
была в
своей
дальнейшей
деятельности обращать большое
внимание
на сословные
заявления.
Она
сама
взяла
на
себя
задачу
примирять
разноречивые
и
противоречивые
желания
депутатов, к общей пользе сословий,
и
согласовать
практические стремления
сословий
с теоретическими взглядами своей философии.
На почве
отвлеченной
философии и
ясно
высказанных
земских
желаний ей
предстояла
возможность
строить
законодательные
реформы,
которые
могли
быть ответом
на земские
желания.
С
неудачей
Комиссии
не умирало ее дело.
Если
оно
не
удалось
депутатам, то могло удаться самой императрице.
Так,
с
роспуском Комиссии
не только
не падала мысль Екатерины путем
переделки законодательства переделать формы общественной жизни к лучшему, но
эта
мысль становилась
как будто ближе
к
осуществлению. Созывая Комиссию,
Екатерина
имела
только
принципы;
Комиссия
показала,
что
именно
надо
исправить, к чему нужно приложить эти
принципы, о
чем прежде всего "пещись
должно". Этот
результат и
не
позволил
Екатерине
совсем разочароваться в
Комиссии
и в своем
плане. Она принялась
по частям
выполнять
свой
план,
давала
ряд
отдельных
законоположений, из которых замечательны
губернские
учреждения 1775 г. и грамота сословиям 1785 г. Мы увидим при их разборе, как
совмещались в них принципы Екатерины и стремления сословий.
Губернские
учреждения
Екатерины
II
и
грамоты
1785
г.
Губернские
учреждения
императрицы
Екатерины
составили
эпоху
в
истории
местного
управления
России.
Мы
видели,
что
в
управлении
центральном
Екатерина
произвела
некоторую
перемену еще
в первое время
своего царствования: она
отняла у Сената
его
полномочия, какими он пользовался при Елизавете. Сенат
получил эти полномочия как бы в наследство от Кабинета Анны, но Екатерина не
восстановила Кабинета и не удержала при
себе того совета из 9 членов, какой
сформировался было при Петре III. Она вообще не поставила в
государственном
управлении
ничего выше Сената. Только с 1768 г., по случаю начавшейся войны
с
турками, у нее явилась мысль устроить при себе совет на манер Конференции
Елизаветы. Этот совет и существовал, но не имел определенной
организации
и
не
влиял
заметно
на
управление.
Собственно
этим
и
ограничивалась
реформаторская деятельность Екатерины относительно центральных учреждений.
Зато в 1775 г. были изданы "Учреждения для управления губерний". Вместо
прежних
20
губерний, существовших
в
1766
г.,
по
этим
"учреждениям
о
губерниях" явилось к 1795 г. уже пятьдесят
одна
губерния.
Прежде губернии
делились
на провинции, а провинции --
на
уезды; теперь
губернии
делятся
прямо на уезды. Прежде
областное деление производилось случайно,
почему ..далее