Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
владеют волей
и настроением Александра и не могут
положиться
на его постоянство.
Одних
он
раздражал
дружбой
с
"молодыми
наперсниками",
попиравшими старину;
других
удивлял
своей сдержанностью в
вопросах преобразования,
и "молодые наперсники" с неудовольствием замечали,
что
он
легко
давал "задний ход"
их начинаниям,
которые,
казалось,
так
соответствовали
его собственным недавним мыслям. Двойственность
настроения
Александра уже тогда делала его "сфинксом". Происшедший же в 1807 г. поворот
его внешней политики и союз с Наполеоном, совершенно непонятный для русского
общества, сделали его сфинксом и для широкой публики. Возвратясь из Тильзита
в Петербург, Александр мог ловить вокруг себя, вместо прежних знаков бурного
обожания, молчаливые недоуменные взгляды.
Годы
1807--1812, составляющие второй
период
царствования
императора
Александра, характеризуются внутри государства
влиянием Сперанского, а
вне
-- союзом с Наполеоном.
Один из крупнейших государственных умов России XIX
в., Сперанский, при
Александре получил значение чрезвычайно разностороннее.
В первую пору своей
близости к государю
он предназначался, по-видимому,
к тому, чтобы заменить
собой
павший интимный комитет. Практик и даже канцелярист, он представлялся
способным наделе
осуществить реформу, о которой мечтал Александр со
своими
друзьями, и дал
этой
реформе житейски пригодный вид. Александр
вручил ему
бумаги
комитета, изложил
свои намерения и
дал полномочие из хаоса мыслей,
речей и
проектов
создать деловой, приспособленный
к русской практике план
преобразования
государственного порядка.
Так
возник
знаменитый
"проект"
Сперанского.
В
то
же
время
разносторонность
талантов
Сперанского,
соединявшего
в
себе
ум
теоретика-систематика
со
способностями
администратора-практика, повела
к тому, что его влиянию подпала вся текущая
деятельность
правительства
до
внешней политики
включительно.
Сперанский
явился кодификатором и финансистом; ему было поручено устройство финляндских
дел; он проектировал отдельные мероприятия самого разнообразного содержания;
он
пересматривал и переустраивал действующие
учреждения.
Словом, он ведал
все, что
интересовало государя, и
стал влиятельнейшим
фаворитом, умевшим,
однако, держаться не только скромно, но даже уединенно.
Проект
государственного
устройства
Сперанского,
или
"Введение
к
уложению государственных законов", имеет задачей реформу общественного строя
и государственного
управления. Сперанский расчленяет
общество на основании
различия прав.
"Из обозрения прав
гражданских и
политических открывается,
что
все они
в
рассуждении
принадлежности
их на
три
класса могут
быть
разделены:
1)
права гражданския
общия,
всем
подданным принадлежащия; 2)
права
гражданския частныя, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и
воспитания к
ним будут приуготовлены;
3) права политическия, принадлежащия
тем,
кои
имеют
собственность.
Из сего
происходит
следующее
разделение
состояний: 1) дворянство;
2)
люди
средняго состояния;
3) народ рабочий".
Дворянству
Сперанский
усваивает
все
категории
прав,
причем
права
политические
"не иначе
как
на
основании
собственности".
Люди
среднего
состояния
имеют
права
гражданские
общие,
но
не
имеют
особенных,
а
политические
имеют "по
их
собственности". Народ рабочий имеет общие права
гражданские, но не имеет прав политических.
Если мы будем помнить, что Сперанский
разумеет под общими гражданскими
правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами -- участие
в
государственном
управлении,
то поймем,
что проект
Сперанского отвечал
либеральнейшим стремлениям Александра:
он отрицал крепостное право и шел
к
представительству.
Но вместе с
тем,
рисуя две "системы" коренных законов,
Сперанский изображал одну из
них как уничтожающую самодержавную власть в ее
существе, а
другую -- как облекающую власть самодержавную внешними
формами
закона с
сохранением
ее
существа и
силы.
Указывая, что
вторая
система ..далее