Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
других
постоянных
комиссий
или департаментов дума не
имела, а
все дела решала в
общих заседаниях. Как ни изменялся сословный состав думы в
XVI и
XVII вв.,
ее
чиновный состав был неизменен. Члены думы
делились на
два разряда лиц:
более аристократический, или боярство,
и более
демократический, или думных
людей. Боярство делилось на два чина -- бояр и окольничьих, думные люди тоже
на два
-- думных дворян и
думных дьяков. Эти четыре чина
были высшими чинами
Московского государства. С
таким составом и
характером
деятельности
дума
дожила
до времени
Петра и действовала как главная пружина управления еще в
первые годы его царствования.
Думе были подчинены органы центрального управления
-- приказы.
Число
их не
было
постоянным (от
40
до
50), системы в
распределении ведомств не
соблюдалось,
поэтому
однородные
дела
ведались
различными приказами, и редкие
приказы простирали
свою деятельность на все
государство.
Ведомство
каждого
приказа
создавалось
довольно
случайно
вследствие исторически создавшейся потребности в
новом
органе. В основании
ведомства приказа полагались поэтому разнообразные предметы управления. Одни
приказы ведали во всех отношениях известную местность государства (Сибирский
приказ,
Костромская четь и др.); другие ведали известный разряд лиц (Приказ
холопий --
холопов,
Стрелецкий
-- стрелецкое
войско
и т.
д.);
третьи,
наконец, заведовали определенным родом дел (Разбойный -- уголовной юстицией,
приказ Большой казны
-- финансами, Разрядный -- военными делами, Посольский
-- дипломатическими сношениями и т. д.). Рядом
с крупными приказами
(вроде
упомянутых)
стояли
мелкие,
вроде
Аптекарского
--
ведавшего
придворно-медицинскую
часть,
Каменного
--
наблюдавшего
за
каменными
постройками. Наконец, одинаковым
устройством
с
приказами
пользовались те
дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных
контор
государевой
семьи
(мастерские
палаты, панихидный приказ).
Вся эта
масса
разнородных
спутанных
приказов
тяготила
уже
в
XVII
в.
московское
правительство.
Оно
стремилось
упорядочить и
упростить
свое
центральное
управление
и достигало этого отчасти
двумя путями: соединением
однородных
приказов
и
подчинением
нескольких
мелких
одному
крупному.
При
этих
соединениях
отдельные приказы, однако,
сохранили
свою
особую
внутреннюю
организацию,
и
соединение
имело,
таким
образом,
внешний
характер.
Организация всех приказов была приблизительно
одинакова.
Они
состояли
из
присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из
начальника приказа (часто
члена
думы) и
"товарищей". Они
назывались судьями
и были подчиненными по
отношению
к начальнику, поэтому, будучи
по форме
коллегиальным, приказное
присутствие на деле таковым не было:
дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего.
В мелких
приказах не было и коллегиальной формы: дела ведал один начальник,
без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков;
численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.
В зависимости от приказов была вся волостная администрация. В
XVII
в.
выработался, наконец, в Московском
государстве
однообразный
тип
местного
управления -- воеводское
управление.
В городах и их уездах назначаемые
из
московских
приказов
(почему
местное
управление и
называлось
приказным)
воеводы
совмещали
в
своем
лице
и
военную,
и
гражданскую
власть. Они
являлись, как гражданская власть, и администраторами, и судьями. Все стороны
местной жизни подлежали их ведению.
Воеводы имели свою канцелярию ("Приказная изба") и, если ведали большой
город и уезд,
то
имели "товарищей" в виде
"меньших", "вторых" воевод
или
дьяков.
Руководствуясь инструкцией
приказа,
воевода
пользовался
большой
властью в
своем городе и в то же время вполне зависел от приказа.
Следя за ..далее