Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
заметим,
что
при
полном
отсутствии
воинственных вкусов общество московское тем
не менее усвоило
себе воинскую
организацию. Высшие классы его представляли собой государственное ополчение:
каждый
дворянин
был обязан
участвовать
в
нем. Средние слои общества
--
посадские люди -- несли
некоторые
военные повинности, но главнее всего
--
денежную повинность,
"тягло", предназначаемое на
покрытие военных издержек
государства.
Низшие классы -- крестьянство
--
частью участвовали в тягле,
частью личным
трудом обеспечивали экономическое положение Дворянства и
тем
давали ему возможность нести государственную службу. Каждое сословие,
таким
образом,
определяло свое государственное
положение
тем или
другим
видом
государственной повинности, а не составом своих прав (отсюда и вопрос о том,
можно
ли древне-русские
общественные
классы считать сословиями). Гарантий
исправного отбывания повинностей государственная власть
искала в целом ряде
стеснительных
мер
по отношению
к
тому
или
другому сословию.
Эти
меры
известны под общим термином "крепости", или "прикрепления".
Дворянство было
прикреплено
к службе,
а
по службе
--
к
тому
городу,
в уезде которого
находилась земля дворянина. Посадское городское население было прикреплено к
тяглу
(подати),
а
по тяглу -- к той общине, вместе с
которой
посадскому
приходилось
платить. Крестьяне были прикреплены к
земле, с которой платили
подать, и к
лицу землевладельца, которому
служили личным трудом. Благодаря
этому
прикреплению
к
государственным
повинностям
организация
сословий
направлена
была
в
государственных
интересах.
Местные
сословные
союзы,
городские и
сельские податные общины имели
финансовый характер: весь смысл
их существования
сводился
к разверстке податей между
членами
общин
и
к
круговой
поруке
в
их уплате. Дворянство
же
в
своих
местных
городских
обществах не
имело
почти совсем внутренней организации.
Лишь изредка, как
остатки учреждений XVI
в.,
встречались
общины
с
полным самоуправлением.
Таким образом, можно сказать, что в XVII в. в Московском государстве не было
самостоятельных
общественных
союзов,
не
обусловленных
государственными
повинностями.
Таковы те отличительные черты, которые выступают при
первом знакомстве
с
Московским государством в XVII в. Если мы в системе ознакомимся с фактами
государственного
устройства
и
управления
того
времени, то получим такую
схему:
во
главе
государства
стоит
государь,
лицо
которого
является
источником всякой
власти --
законодательной, судебной и исполнительной. Он
считается и верховным покровителем церкви. Церковный собор 1666 -- 1667
гг.
прямо признал главенство
власти государевой
над властью
патриаршей.
Если
иногда и кажется, что власть патриарха стоит рядом с верховной, как было при
патриархе
Филарете и патриархе Никоне, то
это
историческая
случайность и
следствие благоволения
государя
к
патриарху.
Наделе
московские государи
пользуются безусловным самодержавием, но законодательство еще
не определяет
существа их власти до самой эпохи Петра.
Рядом
с
верховной властью
до второй половины XVII
в. стояли Земские
соборы, являвшие собой совет представителей всей земли. Исторические условия
русской
жизни ставили государственную власть в XVII в.
в тесное единение с
представителями
земщины.
Патриархальный
оттенок
государственного
строя,
сохранявшийся в
XVII
в., лишает возможности
точно определить
юридический
характер
наших
представительных
собраний:
они
одинаково
далеки
и
от
ограничительных,
и
от
совещательных
собраний
на
Западе.
Авторитет
их
постановлений
вполне ..далее