Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
|
г. произошел
бунт в
Астрахани,
не имевший
ни
твердой
организации,
ни ясно
сознанной
цели.
Бунтовщики объявили,
что встали за веру, но не против Петра, а против бояр,
воевод и
немцев,
утеснителей
и веры, и народа.
Перед бунтом
в Астрахани
ходили самые
нелепые слухи о положении дел в государстве:
так,
астраханцы
спешили
выдать
замуж
дочерей,
боясь,
что
будут
присланы
казенные
женихи-немцы из Казани. Бунт был подавлен в 1706
г. В 1707 г. вспыхнул один
бунт
среди
инородцев
(башкир),
в
другой
--
на
Дону
у
казаков
под
предводительством
атамана Булавина. Казачье движение было очень серьезно
и
охватило обширный район:
казаки штурмовали неудачно
Азов
и приближались к
Тамбову.
Направлялось
неудовольствие
казаков
против той
государственной
опеки, которой с течением времени все более и более подпадали прежде вольные
казачьи общины. При Петре правительственный контроль над казаками был
сразу
усилен:
Петр потребовал
от
них
всех
бежавших
на Дон
в
недавние
годы
возвратить обратно в
государство,
кроме
того,
запретил
казакам заводить
новые поселения (городки) без его указа. Когда же
казаки
не исполнили этих
требований,
Петр для
их исполнения отправил
на Дон вооруженную
силу.
Не
знавшие прежде такого
крутого отношения со стороны Москвы,
казаки восстали
против
государства за
свою отжившую
вольность, но
были усмирены. Булавин
кончил самоубийством, бунтовщики сильно поплатились, и весь Дон был разорен.
Петр, очень серьезно посмотревший на казачий бунт, не отступил перед строгой
репрессией и не ослабил правительственного контроля над казачеством.
Этими
явлениями
и
ограничивался
протест
населения против
новшеств
Петра. Нам этот протест, и активный и пассивный, может показаться ничтожным,
но Петр
всю свою жизнь прожил
под
давлением несочувствия
к нему и к
его
заветным стремлениям со стороны малоразвитого общества.
Сторонники и
сотрудники Петра являлись, без
сомнения,
меньшинством в
русском обществе; но воспитанные в школе
Петра и поставленные им
у власти,
они прониклись
взглядами
своего воспитателя и
после
его смерти
не
дали
государству уклониться на путь реакции.
Стремление к реакции
было сильно в
обществе
и при
Петре.
После него оно
могло
высказаться свободнее, могло
надеяться
на успех. Победа над ним принадлежит "птенцам" Петра, и в этом их
главное
историческое значение. Но птенцы
Петра
отличаются таким различием
происхождения, характеров,
способностей и деятельности, что дать
их
общую
характеристику
нет возможности.
У них
есть,
пожалуй, единственная
общая
черта
-- практический характер воспитания и
деятельности. Поэтому их можно
назвать
школой
практических дельцов, но характеризовать эту
школу
по
ее
деятельности
и направлению трудно. В
нашем
обзоре мы
можем лишь
назвать
виднейших помощников преобразователя.
С некоторыми мы уже встречались в предшествующем
изложении, например с
Александром Даниловичем Меншиковым. Он был весьма низкого происхождения и за
свои способности
из потешных
солдат
стал правой рукой Петра. Чрезвычайная
восприимчивость,
ясность
мысли,
разносторонние
способности
давали
ему
возможность понимать
и
исполнять лучше
других то,
что
хотел Петр.
Петр
наделил его большими полномочиями, и
Меншиков стал вторым после Петра лицом
в государстве. Он
работал во
всех сферах
государственной деятельности,
и
многим
казались настолько большими
значение Меншикова
и
его способности,
что, по их мнению, дела стали бы, если бы не было Меншикова. Армия
видела в
Меншикове
талантливого
полководца.
Но любовью
он не пользовался за
свою
гордость, заносчивость и лихоимство.
Последний порок привлекал
внимание
и
самого
Петра: ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220